АНКЕТА 1.
Ф.И.О._________________________________________________________________________
1.Я считаю, что конфликт – это…
а) недовольство кем-либо или чем-либо;
б) непонимание друг друга, ссора;
в) разногласия между людьми, столкновение
различных
мнений.
2.Если я вижу, что человек не прав, то…
а) я скажу все, что о
нем думаю;
б) лучше промолчу;
в) постараюсь корректно высказать свое мнение.
3. Если я попадаю в конфликтную ситуацию, то чаще всего
решаю ее таким образом…
а) буду настаивать на своем;
б) прекращаю общение с этим человеком;
в) постараюсь найти компромисс.
4. Что чаще всего является причиной конфликта?
а) поведение людей, неумение общаться;
б) столкновения из-за жизненных ресурсов;
в) несовпадение жизненных
позиций;
г) разница в интеллектуальном уровне;
д) расовые и национальные различия
5.
Я думаю, что жить без конфликтов можно, потому, что…
а) я так не думаю;
б) это сохраняет нервную систему;
в)
любые конфликты можно решить мирным путем.
6. Я думаю, что прожить без конфликтов
невозможно, так как…
а) я так не думаю;
б) это эмоциональная разрядка;
в) иногда нужно уметь защитить себя.
«Как
вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?»
Если вам
свойственно то или иное поведение, поставьте определенное количество баллов
после каждого номера ответа, характеризующего стиль поведения. Если подобным
образом ведете себя
часто – 3 балла
от случая к случаю
– 2 балла
редко – 1 бал
Вопрос 1. Как вы обычно
ведете себя в споре или конфликтной ситуации?
1. Угрожаю или дерусь
2. Стараюсь принять
точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не
прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю
противника.
6. Желаю во, чтобы то
ни стало добиться своей цели.
7. Пытаюсь выяснить,
с чем я согласен, а с чем категорически – нет.
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь
10. Меняю тему.
11. Настойчиво
повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти
исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступлю,
и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить
все в шутку.
На доске:
1
|
6
|
11
|
А
|
2
|
7
|
12
|
Б
|
3
|
8
|
13
|
В
|
4
|
9
|
14
|
Г
|
5
|
10
|
15
|
Д
|
Подсчитайте количество баллов под
номерами…
Узнайте количество баллов по типам.
Определите свой стиль (больше всех
баллов по буквам)
А. – это «жесткий тип решения
конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию.
Во что-то бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это тип человека, я всегда прав.
Б. – это «демократичный» стиль. Вы
придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы всегда
стараетесь предложить альтернативу, ищете решение, удовлетворили бы обе стороны.
В. – «компромиссный» стиль. С
самого начала вы согласны на компромисс.
Г. – «мягкий» стиль. Своего
противника вы «уничтожаете» своей добротой. С готовностью вы встаете на
точку зрения противника, отказываясь от своей.
Д. – «уходящий» стиль. Ваше кредо –
«вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до
открытого столкновения.
Сделать выводы из
тестирования.
Получив результаты теста, возможно, кто-то из вас открыл что-то новое в
себе. Но не стоит воспринимать это как нечто неизменное. Это повод задуматься и
в дальнейшем изменить свою точку зрения, самого себя.
Конструктивный рисунок человека
[Е. Д. Романова, О. Ф. Потемкина, 1992].
Оборудование:
три листа размером 10 х 10 см, листы нумеруются по мере выполнения рисунков.
Инструкция.
Вам необходимо нарисовать три фигуры человека, используя для каждой 10
элементов, среди которых могут быть треугольники, квадраты и круги. Вы можете
увеличивать, уменьшать эти фигуры, накладывать их друг на друга.
Обработка данных.
По каждому рисунку отдельно подсчитывается количество затраченных в изображении
человека треугольников, кругов, квадратов, результаты записываются в виде
трехзначных чисел, где сотни — количество треугольников, десятки — количество
кругов, единицы — количество квадратов. Таким образом выводится „формула
рисунка", по которой рисующих относят к соответствующим типам и подтипам.
Интерпретация результатов
1-й тип — „руководитель". Это люди, имеющие склонность к руководящей работе,
организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы
поведения, могут обладать хорошим даром рассказчика, связанным с высоким
уровнем речевого развития. Обладают хорошей адаптацией к социальной сфере,
доминирование над другими удерживают в определенных границах.
Формулы
рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.
Наиболее
жестко доминирование выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820, ситуативно —
703, 712, 721, 730, при воздействии речью на людей — вербальный руководитель
или „преподавательский тип" — 604, 613, 622, 631, 640.
2-й тип — обладает
многими чертами типа „руководитель", однако зачастую при принятии решений,
особенно ответственных, колеблется. Данный тип людей более ориентирован на
умение „делать дело", высокий профессионализм, обладает высоким чувством
ответственности и требовательности к себе и людям, высоко ценит правоту, т.е.
характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают
соматическими заболеваниями нервного происхождения вследствие переживаний.
Формулы
рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.
3-й тип — „тревожно-мнительный", характеризуется разнообразием способностей и одаренностью
— от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного
типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно
противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является
второй профессией. Физически не переносят беспорядка и грязи, обычно
конфликтуют с другими из-за этого. Отличаются повышенной ранимостью и часто
сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.
Формулы
рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.
Кроме
того, 415 — „поэтический подтип", обычно люди, имеющие такую формулу
рисунка, обладают поэтической одаренностью: 424 — подтип людей, узнаваемых по
фразе: „Как это можно плохо работать?". Люди этого подтипа отличаются
особой тщательностью в работе.
4-тип — „ученый".
Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают „концептуальным
умом", отличаются способностью разрабатывать на все „свои теории".
Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.
Формулы
рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.
Подтип
316 характеризуется способностями создавать теории, по преимуществу глобальные,
или осуществлять большую координационную работу. 325-й подтип характеризуется
увлеченностью процессом познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами,
медициной.
5-тип — „интуитивный". Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной
системы, высокой степенью ее истощаемости. Легче работают при переключении с
одного вида деятельности на другой, обычно выступают „адвокатами
меньшинства", за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной
восприимчивостью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других,
имеют хорошие ручные навыки и богатое воображение, что дает возможность
заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы
морали, предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства,
касающиеся их свободы.
Формулы
рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.
Подтип
235 часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным
интересом к психологии людей; 244 — обладает способностью литературного
творчества; 217 — способностью к изобретательской деятельности; 226 — имеет
большую потребность в новизне, обычно ставит для себя очень высокие критерии
достижений.
6 тип — „изобретатель, конструктор, художник". Часто встречается среди лиц с „технической жилкой".
Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто
занимаются самыми различными видами технического, художественного и
интеллектуального творчества. Чаще всего относятся к типу интровертов, живут
собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны,
предпочитая самоконтроль, эмоциональны, одержимы собственными оригинальными
идеями. Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.
Подтип
109 встречается среди людей, хорошо владеющих аудиторией, 118-й подтип — имеет
наиболее сильно выраженные конструкторские возможности и способности к
изобретательству.
7 тип — „эмотивный". Обладают
повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают
„жестокие" кадры фильмов, могут быть надолго выбитыми из колеи и
потрясенными жестокими событиями. Боли и заботы других людей вызывают у них
сочувствие и участие, на которые они тратят много собственной энергии, в
результате чего становится затруднительной реализация их собственных
способностей.
Формулы
рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181,
190, 055, 064, 073, 082, 091.
8 тип —
противоположен эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей
или относится к ним с невниманием даже усиливает на них давление. Если это
хороший специалист, то он может заставить других делать то, что считает нужным.
Иногда для него характерна черствость, которая возникает ситуативно, когда в
силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.
Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208,
109.
Комментарии к тексту
При
совпадении формул типов 7 и 8 с формулами типов 1—6 одна из интерпретаций
рассматривается как дополнительная (по усмотрению психолога).
Данная
методика не может рассматриваться как очень надежная, она служит мотивации
учащихся к дальнейшей работе в группе, формированию представления о взаимосвязи
внутренней психической жизни человека и внешних ее проявлений.
При
интерпретации результатов рекомендуется учитывать следующие особенности
рисунков:
—
наличие шеи — возможна чрезмерная ранимость человека;
—
наличие ушей — хорошо развитая способность слушать;
—
на голове „шляпы" в виде квадрата или треугольника: в одном рисунке —
возможно, сделана какая-то уступка, о которой сейчас есть сожаления, если в
трех рисунках — возможна целая полоса „скованного положения";
—
кармашек на теле человека — возможные мысли о детях;
—
полностью прорисованное лицо — признак хорошо развитой общительности;
—один
рот на лице — возможно, этот человек любит поговорить;
—
один лишь нос — человек, хорошо улавливающий запахи, любящий духи;
—
изображение кружка на теле человека — необходимость в заботе о старшем;
—
изображение треугольника на теле человека — возможно, человеку приходится
отдавать распоряжения,
Первый
рисунок представляет собой доминирующий тип, второй — тип, присутствующий как
состояние, а третий — будущие перспективы.
Тест Томаса
на определение ведущей стратегии в конфликте
С помощью данного теста оказывается
возможным определить собственный стиль поведения в ситуации разногласий. Всего
таких стилей пять: сотрудничество — оптимально почти всегда; компромисс —
вполне приемлем в ряде случаев; избегание (уход) — рекомендовано в случае
неспровоцированных партнером „пожаров"; приспособление — возможно в тех
случаях, когда оппонент действительно прав, соперничество — наименее
эффективный, но наиболее часто используемый стиль поведения в конфликтах.
Инструкция:
Выберите вариант ответа, соответствующий вашему обычному поведению в
конфликтной ситуации.
1.
а) Иногда я представляю возможность
другим взять на себя ответственность в решении сложного вопроса.
б) Вместо того чтобы обсуждать то, в
чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2.
а) Я стараюсь найти компромиссное
решение.
б) Я пытаюсь уладить дело с учетом
всех интересов и другого человека, и моих собственных.
3.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь
добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими
собственными интересами ради интересов другого человека.
4.
а) Я пытаюсь найти компромиссное
решение.
б) Я стараюсь не задеть чувств
другого человека.
5.
а) Улаживая спорную ситуацию, я все
время пытаюсь найти поддержку у другого.
б) Я стараюсь делать все, чтобы
избежать бесполезной напряженности.
6.
а) Я пытаюсь избежать неприятности
для себя.
б) Я стараюсь добиться своего.
7.
а) Я стараюсь отложить решение
спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то
уступить, чтобы добиться другого.
8.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь
добиться своего.
б) Я первым делом стараюсь
определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9.
а) Я думаю, что не всегда стоит
волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
б) Я предпринимаю усилия, чтобы
добиться своего.
10.
а) Я твердо стремлюсь добиться
своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное
решение.
11.
а) Первым делом я стремлюсь ясно
определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и,
главным образом, сохранить наши отношения.
12.
а) Зачастую я избегаю занимать
позицию, которая может вызвать споры.
б) Я даю другому возможность в
чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13.
а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было
сделано по-моему.
14.
а) Я сообщаю другому свою точку
зрения и спрашиваю о его взглядах.
б) Я пытаюсь доказать другому логику
и преимущество моих взглядов.
15.
а) Я стараюсь успокоить другого и
сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все
необходимое, чтобы избежать напряжения.
16.
а) Я стараюсь не задеть чувств
другого.
б) Я обычно пытаюсь убедить другого
в преимуществах моей позиции.
17.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь
добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы
избежать бесполезной напряженности.
18.
а) Если это сделает другого
счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Я дам другому возможность
остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19.
а) Первым делом я пытаюсь определить
то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь отложить спорные
вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
20.
а) Я пытаюсь немедленно преодолеть
наши разногласия.
б) Я стараюсь найти наилучшее
сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21.
а) Ведя переговоры, стараюсь быть
внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к прямому
обсуждению проблемы.
22.
а) Я пытаюсь найти позицию, которая
находится посередине между моей и позицией другого человека.
б) Я отстаиваю свою позицию.
23.
а) Как правило, я озабочен тем,
чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
б) Иногда я предоставляю другим
взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.
а) Если позиция другого кажется ему
очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
б) Я стараюсь убедить другого пойти
на компромисс.
25.
а) Я пытаюсь убедить другого в своей
правоте.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть
внимательным к аргументам другого.
26.
а) Я обычно предлагаю среднюю
позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь
удовлетворить интересы каждого из нас.
27.
а) Зачастую стремлюсь избежать
споров.
б) Если это сделает другого человека
счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.
а) Обычно я настойчиво стремлюсь
добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно
стремлюсь найти поддержку у другого.
29.
а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться
из-за возникающих разногласий.
30.
а) Я стараюсь не задеть чувств
другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в
споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха
№
п/п
|
Соперни-
чество
|
Сотрудни-
чество
|
Компро-
мисс
|
Избе-
гание
|
Приспо-
собление
|
1
|
а
|
б
|
|||
2
|
б
|
а
|
|||
3
|
а
|
б
|
|||
4
|
а
|
б
|
|||
5
|
а
|
б
|
|||
6
|
б
|
а
|
|||
7
|
б
|
а
|
|||
8
|
а
|
б
|
|||
9
|
б
|
а
|
|||
10
|
а
|
б
|
|||
11
|
а
|
б
|
|||
12
|
б
|
а
|
|||
13
|
б
|
а
|
|||
14
|
б
|
а
|
|||
15
|
б
|
а
|
|||
16
|
б
|
а
|
|||
17
|
а
|
б
|
|||
18
|
б
|
а
|
|||
19
|
а
|
б
|
|||
20
|
а
|
б
|
|||
21
|
б
|
а
|
|||
22
|
б
|
а
|
|||
23
|
а
|
б
|
|||
24
|
б
|
а
|
|||
25
|
а
|
б
|
|||
26
|
б
|
а
|
|||
27
|
а
|
б
|
|||
28
|
а
|
б
|
|||
29
|
а
|
б
|
|||
30
|
б
|
а
|