Игра
«Поведение в конфликте»
Цели игры:
- сформировать понятие о видах
поведения в конфликте;
- показать основные
психологические факторы, определяющие конфликт;
- учиться выбирать адекватные
стили поведения в конфликте в конативной (поведенческой) системе
межличностного взаимодействия.
Ведущий
делит всех участников на пять групп, в каждой выбирается ее представитель,
которому ведущий дает одну из пяти карточек с названием определенного стиля
поведения в конфликте с соответствующим девизом:
- Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я
победил, ты должен проиграть».
- Стиль «Приспособление»: «Чтобы
ты выиграл, я должен проиграть».
- Стиль «Компромисс»: «Чтобы
каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
- Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы
выиграл я, ты тоже должен выиграть».
- Стиль «Избегание»: «Мне все
равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не
принимаю».
Каждая
группа обсуждает и готовит сценку, в которой демонстрируется предложенный ей
вид поведения в конфликте.
Обсуждение:
проводится в форме ответов на вопросы:
- Как данный вид поведения в
конфликте повлиял на эмоциональное состояние, на чувства его участников?
- Могли ли другие виды поведения
в этой ситуации быть более полезными для участников?
- Что заставляет людей выбирать
тот или иной стиль поведения в конфликте?
- Какой стиль самый
конструктивный для взаимоотношений людей?
Упражнение «Конфликт в транспорте»
Цель игры:
приобрести опыт умения договариваться в условиях столкновения интересов.
В комнате
ставят стулья: два – рядом (имитируя парные сиденья в автобусе), один –
впереди. Участников игры трое (два плюс один). Двое получают инструкцию втайне
от третьего, третий – втайне от двоих. Задача двоих: «войти в автобус» и сесть
рядом, чтобы поговорить на важную для обоих тему. Задача третьего участника:
занять одно из спаренных мест, например, «у окна» и уступить место только в том
случае, если действительно возникнет такое желание.
Обсуждение:
участники игры отвечают на вопросы:
- Почему «третий» все-таки
уступил (или, напротив, не уступил) свое место?
- Были ли моменты, когда
«третьему» хотелось освободить это место?
- Какие чувства испытывали
играющие?
- Чей способ решения проблемы
самый успешный?
- Что именно было причиной успеха
(или, напротив, неудачи)?
Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации»
Это
упражнение поможет учащимся научиться грамотно и с пользой разрешать
конфликтные ситуации; понять, что всегда существует несколько вариантов
поведения в конфликтных ситуациях.
Возьмите
«Чашу чувств» и скажите следующее: «То, что у нас накопились вопросы по поводу
взаимоотношений – хорошо, хотя бы потому, что вы о них не постеснялись
написать. Не побоялись неодобрения, а приняли решение разобраться в ситуации.
Конфликты – это часть нашей жизни. Предлагаю вам подумать о том, как мы ведем
себя в конфликте. Состязаемся, соревнуемся? Проигрываем? Какие чувства вызывает
у нас соперник? Непреднамеренные конфликты приводят к обидам, потере дружбы, к
вспышкам гнева, отчуждению. Поэтому важно знать, как вести себя в конфликтных
ситуациях. Сегодня мы будем учиться разрешать конфликты.
Для начала
давайте попробуем вместе подумать о том, как лучше всего поступать в
определенной ситуации, чтобы уладить конфликт. Я буду называть ситуацию, а вы –
обсуждать ее по следующим правилам».
Правила
обсуждения
- Рассказывайте о любых идеях,
приходящих в голову.
- Не осуждайте чужие идеи.
- Выдвигая свои идеи, используйте
уже высказанные.
- Предлагайте как можно больше
идей.
- Из следующего списка ситуаций
выберите одну и предложите участникам обдумать все возможные варианты ее
решения.
Записывайте
ответы на доске, и после проигрывания ситуаций обсудите варианты, выбрав среди
них; приемлемые.
- Кто-то дразнит или обзывает
тебя.
- Учитель несправедливо обвиняет
тебя в списывании во время контрольной.
- Родители на неделю запретили
тебе ходить гулять с друзьями за драку с младшим братом.
- Во время уроков одноклассник,
сидящий за тобой, постоянно колет тебя в спину ручкой или бросает в тебя
ластик.
После того
как ребята предложат все возможные варианты решения проблемы, обсудите, какие
из них были бы наиболее эффективными. Подчеркните два лучших.
Дискуссия на тему занятия
Обсудите
следующие вопросы:
- В чем причины конфликтов?
- Как можно предотвратить
конфликт?
- Что чувствуют в ситуации
конфликта обиженный и обидчик?
- Какое поведение помогает с
достоинством выйти из конфликта или не допустить его разгорания?
Пусть по
ролям разыграют конфликтные ситуации из «Чаши чувств», придумав для них
благополучный исход.
Ролевая игра «Распределение сердец»
Время
проведения игры: 2-3 часа.
Цель:
Развитие способностей выхода из конфликтной ситуации на основе корректного
разрешения конфликта, а также иллюстрация представленных стратегий.
Инструкция:
Представим себе больницу, которая специализируется на пересадке донорских
сердец. Неожиданно в больницу поступает донорское сердце. На очереди находятся
четыре человека: пожилой профессор, занимающийся разработкой вакцины против
рака, работа которого близка к завершению; 16-летняя беременная девушка,
сирота, у нее больное сердце; молодая, симпатичная женщина, которая пользуется
исключительной любовью со стороны сотрудников, врач той же больницы, в которой
ведут операции по пересадке донорского сердца; учительница, мать двоих детей,
муж недавно погиб в автомобильной катастрофе.
У всех
ситуация критическая, Каждому из них осталось жить один месяц. Проблема кому
отдать единственное донорское сердце.
Этапы игры:
- Деление группы на 4 команды.
- Каждая группа выбирает одного
из пациентов для дальнейшей защиты.
- Подготовка в группах одного
представителя для ведения переговоров с представителями из других групп
для принятия общего решения.
Обсуждение
итогов игры:
- какие стратегии поведения были
использованы представителями в ходе переговоров?
- каким способом были реализованы
те или иные стратегии представителями?
- какие основные психологические механизмы вы увидели при реализации соперничества, сотрудничества, уклонения, приспособления и компромисса?