Приоритеты
при выборе куратора
Куратором должен быть выбран
человек, который:
- Сам заинтересован в развитии
восстановительных практик в школе и принимает их ценности.
- Имеет доступ к информации о
конфликтных ситуациях.
- Пользуется авторитетом у учителей и учеников.
- Может отстаивать свое мнение перед
администрацией.
- Может организовать неформальную
группу школьников.
- Готов продолжительное время (не
меньше года, а в среднем порядка трех лет) работать со службой примирения.
Из этого
следует, что куратора нельзя назначать против его воли. Можно рекомендовать,
поддерживать, но окончательный выбор о своей готовности разворачивать в школе
новый подход куратор делает сам.
Отбор
участников на тренинг важен потому, что проведение тренинга требует
значительных ресурсов со стороны школы и со стороны тренеров, поэтому все
заинтересованы, чтобы на тренинг попали школьники, которые с большой
вероятностью станут медиаторами. Невнимание к отбору может привести к тому
например, что участники тренинга получат много важных навыков для себя, но
медиаторами для других не станут.
При
наборе мы сталкивались с такими проблемами:
- На тренинг присылали «активистов»
школы, которые во участвуют в разных делах школы и у них не остается времени на проведение
медиаций. Они уже самоутвердились и в целом бесконфликтны. Поскольку
конфликты им не очень интересны, то
после тренинга они благодарят и уходят.
- На тренинг присылали «трудных»
подростков на «перевоспитание». Часть из них втягивается в работу, но в
основном им непривычно работать медиаторами с другими.
Как происходит набор будущих
школьников-медиаторов?
Обычно
набор проходит так: куратор обходит старшие классы (обычно это восьмые и
десятые, поскольку у них нет экзаменов) и задает им два вопроса.
Первый
вопрос предполагает анонимный ответ и звучит примерно так: «К кому из учащихся
своего класса вы обращаетесь, если вы с кем-то поругались, у вас плохое настроение
или у вас что-то случилось? Пожалуйста, напишите фамилию этого человека. Свою
фамилию можно не писать».
Второй
вопрос: «У нас будет создаваться группа из учащихся, помогающая ученикам решать
конфликты; кому интересно познакомиться с этим поближе и больше про это узнать,
напишите на втором листочке свои фамилию и имя».
В
результате образуются два списка, на пересечении которых видны заинтересованные
подростки, и те, к кому обращаются одноклассники. Если кого-то назвали 3-4 человека,
то значит, способности к решению чужих конфликтов у него скорее
всего
есть, а если и ему самому это интересно
– то это кандидат на базовый семинар по
восстановительной медиации.
Со
списком кандидатов можно подойти к администратору школы, чтобы они могли внести
свои коррективы, дополнить или сократить каких-то участников (например,
кто-то из
учащихся перегружен, ему далеко ездить
или еще что-то). Таким образом, будет услышано мнение и администрации, и
потенциальных медиаторов, и самих учеников школы.
Мнение
куратора об участниках также имеет большое значение, поскольку именно ему
работать в будущем с этими подростками и создавать из них команду. Если куратор
считает, что с кем-то из медиаторов он не сработается, то лучше этого подростка
не приглашать (по крайней мене в начале, пока команда службы примирения только создается).
После
тренинга может отсеяться некоторая часть школьников. Те, кто решил, что будут
медиаторами - приносят разрешение от родителей. Если родители не дают
разрешения – куратор звонит им (либо встречается с ними) и выясняет причину
отказа. Возможно, родители чего-то не поняли и им надо объяснить (например, что
это не психологическая работа или сколько времени примерно времени будет
занимать работа в службе примирения).