Программа по обучению
школьников работе медиаторами "Школа без насилия"
Актуальность:
В школе, где
обучаются дети из разных социальных слоев, неминуемо возникает много
конфликтов, противоречий, проявлений напряжения и агрессии. Если к этому
добавить максимализм подросткового возраста и борьбу ребят за свой статус – то
получается "гремучая смесь", разбираться с которой приходится
администрации школы. Но на данную ситуацию можно посмотреть и с другой стороны
В
большинстве случаев конфликты устраняются сразу "на месте" учителями,
но самые болезненные или затянувшиеся, мешающие учебному процессу, поступают
"наверх" – к директору, завучу, в Совет по профилактике. Там к
нарушителям применяют административные меры, объясняют им возможные негативные
последствия, обращаются за помощью к родителям, а в исключительных случаях
используют наказание (например, направляют в Комиссию по делам
несовершеннолетних).
При этом
следует обратить внимание на несколько моментов.
- Конфликт считается негативным
явлением, мешающим учебе. Поэтому школа старается его
"заглушить", чтобы он не разросся и не вышел за ее границы. А
решением проблемы считается ситуация, когда больше нет помех учебе и
порядку в школе, а не когда все участники радостны и довольны.
- Поскольку в школьной деятельности
доминирует процесс обучения, конфликты (на рефлексии которых можно было бы
строить процесс воспитания) считаются вредными и воспринимаются как
нарушение порядка, хулиганство, правонарушение. Исправить же такие
ситуации пытаются административными методами воздействия или коррекционной
работой, а не переговорами.
- Основной способ воздействия
взрослых – поучение, угроза наказанием или наказание (в более мягкой или
более жесткой форме), поиски виноватого, формальное "замирение"
сторон.
Где тот
путь, который поможет, с одной стороны, передать сторонам конфликта
ответственность за его разрешение, а с другой – помочь конструктивно поговорить
(невзирая на эмоции и предубеждения) и найти несиловой способ выхода из
ситуации?
Поскольку в
школьной жизни, в настоящее время, по данным исследований, одной из причин
понижения эмоционального состояния педагогов и снижения значимости самой
профессии являются школьные конфликты (на разбор которых порой уходит большая
часть внеучебного времени педагога), мы считаем нужным ввести в школе службу
примирения, которая будет заниматься большей частью решения этих самых
конфликтов и тем самым освободит педагогов от некоторых стрессовых ситуаций и
даст возможность установить между субъектами образовательного процесса
отношения, основанные на понимании другого человека (будь то педагог или
ученик). Работать в этой службе примирения школьными медиаторами будут учащиеся
старших классов, прошедшие подготовку по программе “Школа без насилия”
Цель
программы: повышение у
учащихся уровня толерантности к фрустрации, т.е. адекватных возможностей,
порога реагирования на неблагоприятное воздействие (устойчивости) со стороны
всех участников учебно-воспитательного процесса: сверстников, учителей,
родителей в рамках обучения работе медиаторами с целью дальнейшего
посредничества в оказании помощи сверстникам, попавшим в конфликтную ситуацию.
Задачи:
- Формировать ценностей
и.ориентация на здоровый образ жизни;
- Повышать адаптивность учащихся
исходя из их социального опыта, возможностей и психического состояния;
- Формировать позитивные
отношения подростка к самому себе и окружающему миру в прошлом, настоящем,
будущем;
- Развивать коммуникативные,
интерактивные и перцептивные стороны общения с целью предупреждения
возникновения коммуникативных барьеров;
- Расширить круг видения проблемы
за счет мнений других;
- Развить способности к
адекватной оценке фрустрационной ситуации и умения находить конструктивные
пути выхода из нее;
- Обучить приемам снятия
эмоционально-волевого напряжения;
- Развить терпимость к различным
мнениям и адекватной оценке поведения людей и событий;
- Формировать готовность в
оказании помощи сверстникам по разрешению конфликтных ситуаций.
Структура
Программы:
1-й блок – диагностический (комплектование
тренинговой группы, выявление лидеров).
2-й блок – теоретический с элементами
практики (знакомство с понятиями конфликта, спора, дискуссии. Изучение правил
ведения спора, причин, видов и стадий протекания конфликта, стратегии поведения
в конфликтной ситуации и пр. Подростки на практике учатся находить адекватные
выходы из предлагаемых тренером часто встречающихся конфликтных ситуаций в
подростковой среде по ранее собранной проблематике)
3-й блок – отработка навыков ведения
медиативных процедур
Численность
группы. Оптимальной
является группа из 16–18 человек (количество участников желательно, чтобы было
четное для работы в парах и в то же время делилось на четыре для обсуждения
ситуаций в четырех группах).
Целевая
группа: учащиеся 8
-х классов
Содержание программы:
№
|
Название
блока
|
Кол-во часов
|
Тема
|
1
|
Введение
|
2
|
|
2
|
Диагностический
|
1
|
Какой я?
(тесты Баса-Дарки, Кеттела, Томаса)
|
3
|
Мой стиль
поведения в конфликте
|
||
4
|
Общение
|
7
|
Особенности
эмоционального общения.
Тренинг положительного эмоционального контакта |
5
|
Как
развить навыки самообладания при общении с неприятными вам людьми
|
||
6
|
Мастер-класс Как научиться слушать
|
||
7
|
Психические
состояния и их свойства
|
||
8
|
Как управлять
своим состоянием и как его изменить
|
||
11
|
Невербальная
коммуникация
|
5
|
Что такое
невербальная коммуникация.
|
12
|
Зоны
общения
|
||
13
|
Жесты
руками
|
||
14
|
Жесты
кистями и руками
|
||
15
|
Мошенничество,
сомнение, ложь
|
||
16
|
Толерантность
|
4
|
Понятие толерантности
|
17
|
Толерантная
личность
|
||
18
|
Границы
толерантности
|
||
19
|
Барьеры в
общении
|
||
20
|
Конфликты
|
6
|
Понятие
“конфликт”
|
23
|
Основные
стадии протекания конфликта.
|
||
24
|
Основные
стратегии поведения в конфликтной ситуации
|
||
25
|
Взаимодействии
в конфликте
|
||
26
|
Самоконтроль
в общении.
|
||
27
|
Анализ и
разрешение конфликтных ситуаций
|
||
32
|
Практические
занятия
|
3
|
Отработка
навыков ведения медиативных процедур
|
33
|
|||
34
|
После двух
лет апробации программы можно говорить о первых позитивных результатах:
- значительно улучшился
психологический микроклимат в педагогическом коллективе;
- расширился арсенал способов
работы классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов
и тем самым повышение неформального статуса сотрудников, осуществляющих
воспитательную работу в школе, а также улучшение управляемости поведением
подростков;
- совершенствовалось
взаимодействия родителей и педагогов в воспитательной работе,
способствующее росту доверия к школе со стороны населения;
- создались доверительные и
открытые отношения между членами школьного коллектива;
- организовался неформальный
контроль за поведением членов школьного коллектива.
Кроме того,
в процессе участия в программе “Школа без насилия” после проведенного
диагностического исследования (по тестам Томаса, Баса-Дарки и др.) у учащихся
старших классов выраженный уровень конфликтности с 38% (в начале работы данной
программы) снизился до 6 %, а высокий уровень агрессивности с 28% до 0%. 42%
родителей отметили изменения в отношениях “родитель-ребенок” в лучшую сторону
(на основе анализа ответов родителей на вопросы анкеты)
Происходящие
социальные изменения могут быть радикальными и продуктивными только когда школа
сможет подготавливать к жизни инициативную личность, способную осуществлять эти
изменения на основе выбора грамотного решения, не ущемляющего прав и свобод
другого человека. Азбука такого выбора постигается в повседневном принятии
решений в процессе школьной жизни. Психологическим условием для этого
становится образовательная среда, свободная от психологического насилия,
референтно значимая для всех участников, удовлетворяющая потребности в
позитивном развитии, то есть обладающая психологической безопасностью,
гарантированной для ученика, учителя, родителя. Одним из гарантов психологической
безопасности образовательной среды должна выступать служба практической
психологии в системе образования. Предлагаемые психологические технологии,
основанные на идеологии сопровождения, оснащают новое направление в
деятельности педагогов-психологов по созданию специальных
психолого-педагогических условий и возможностей образовательной среды,
обеспечивающих психическое здоровье всех ее субъектов.
Насилие в
любых его формах порождает желание уйти из среды, где оно осуществляется.
Насилие в школьной среде опасно прежде всего тем, что порождает социальную
безнадзорность детей и подростков, что сегодня является серьезной общественной
проблемой. Предлагаемая нами школьная служба примирения — один из возможных
вкладов психологической службы в решение актуальной задачи профилактики
агрессивности, детской безнадзорности, снижения уровня психологического насилия
во взаимодействии людей.
Литература
- Баева И.А. Тренинги психологической
безопасности в школе. – СПб, “Речь”, 2002.
- Коновалов А.Ю. Служба примирения в системе
школьного самоуправления. // Журнал “Директор школы” 9 – 2008, с.12–20
- Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг
С.
Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия “Главный
учебник”). – СПб.: прайм_ЕВРОЗНАК, 2002.
- Шамликашвили Ц. Явные и незаметные
преимущества медиации// Журнал “Медиация и право” , М.. 2 (12) – 2009.
- Макартычева Г.И. Тренинr для подростков:
профилактика асоциальноro поведения. СПб.: Речь, 2007,. ..... 192 с.
- Программа
социально-психологического тренинга межличностного общения (автор — А.С.
Прутченков).