Программа по обучению школьников работе медиаторами "Школа без насилия"

Программа по обучению школьников работе медиаторами "Школа без насилия"


Актуальность:
В школе, где обучаются дети из разных социальных слоев, неминуемо возникает много конфликтов, противоречий, проявлений напряжения и агрессии. Если к этому добавить максимализм подросткового возраста и борьбу ребят за свой статус – то получается "гремучая смесь", разбираться с которой приходится администрации школы. Но на данную ситуацию можно посмотреть и с другой стороны
В большинстве случаев конфликты устраняются сразу "на месте" учителями, но самые болезненные или затянувшиеся, мешающие учебному процессу, поступают "наверх" – к директору, завучу, в Совет по профилактике. Там к нарушителям применяют административные меры, объясняют им возможные негативные последствия, обращаются за помощью к родителям, а в исключительных случаях используют наказание (например, направляют в Комиссию по делам несовершеннолетних).
При этом следует обратить внимание на несколько моментов.
  1. Конфликт считается негативным явлением, мешающим учебе. Поэтому школа старается его "заглушить", чтобы он не разросся и не вышел за ее границы. А решением проблемы считается ситуация, когда больше нет помех учебе и порядку в школе, а не когда все участники радостны и довольны.
  2. Поскольку в школьной деятельности доминирует процесс обучения, конфликты (на рефлексии которых можно было бы строить процесс воспитания) считаются вредными и воспринимаются как нарушение порядка, хулиганство, правонарушение. Исправить же такие ситуации пытаются административными методами воздействия или коррекционной работой, а не переговорами.
  3. Основной способ воздействия взрослых – поучение, угроза наказанием или наказание (в более мягкой или более жесткой форме), поиски виноватого, формальное "замирение" сторон.
Где тот путь, который поможет, с одной стороны, передать сторонам конфликта ответственность за его разрешение, а с другой – помочь конструктивно поговорить (невзирая на эмоции и предубеждения) и найти несиловой способ выхода из ситуации?
Поскольку в школьной жизни, в настоящее время, по данным исследований, одной из причин понижения эмоционального состояния педагогов и снижения значимости самой профессии являются школьные конфликты (на разбор которых порой уходит большая часть внеучебного времени педагога), мы считаем нужным ввести в школе службу примирения, которая будет заниматься большей частью решения этих самых конфликтов и тем самым освободит педагогов от некоторых стрессовых ситуаций и даст возможность установить между субъектами образовательного процесса отношения, основанные на понимании другого человека (будь то педагог или ученик). Работать в этой службе примирения школьными медиаторами будут учащиеся старших классов, прошедшие подготовку по программе “Школа без насилия”
Цель программы: повышение у учащихся уровня толерантности к фрустрации, т.е. адекватных возможностей, порога реагирования на неблагоприятное воздействие (устойчивости) со стороны всех участников учебно-воспитательного процесса: сверстников, учителей, родителей в рамках обучения работе медиаторами с целью дальнейшего посредничества в оказании помощи сверстникам, попавшим в конфликтную ситуацию.
Задачи:
  • Формировать ценностей и.ориентация на здоровый образ жизни;
  • Повышать адаптивность учащихся исходя из их социального опыта, возможностей и психического состояния;
  • Формировать позитивные отношения подростка к самому себе и окружающему миру в прошлом, настоящем, будущем;
  • Развивать коммуникативные, интерактивные и перцептивные стороны общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных барьеров;
  • Расширить круг видения проблемы за счет мнений других;
  • Развить способности к адекватной оценке фрустрационной ситуации и умения находить конструктивные пути выхода из нее;
  • Обучить приемам снятия эмоционально-волевого напряжения;
  • Развить терпимость к различным мнениям и адекватной оценке поведения людей и событий;
  • Формировать готовность в оказании помощи сверстникам по разрешению конфликтных ситуаций.
Структура Программы:
1-й блок – диагностический (комплектование тренинговой группы, выявление лидеров).
2-й блок – теоретический с элементами практики (знакомство с понятиями конфликта, спора, дискуссии. Изучение правил ведения спора, причин, видов и стадий протекания конфликта, стратегии поведения в конфликтной ситуации и пр. Подростки на практике учатся находить адекватные выходы из предлагаемых тренером часто встречающихся конфликтных ситуаций в подростковой среде по ранее собранной проблематике)
3-й блок – отработка навыков ведения медиативных процедур
Численность группы. Оптимальной является группа из 16–18 человек (количество участников желательно, чтобы было четное для работы в парах и в то же время делилось на четыре для обсуждения ситуаций в четырех группах).
Целевая группа: учащиеся 8 -х классов
Содержание программы:
Название блока
Кол-во часов
Тема
1
Введение
2
Что такое медиация? (См. Приложение)
2
Диагностический
1
Какой я? (тесты Баса-Дарки, Кеттела, Томаса)
3
Мой стиль поведения в конфликте
4
Общение
7
Особенности эмоционального общения.
Тренинг положительного эмоционального контакта
5
Как развить навыки самообладания при общении с неприятными вам людьми
6
 Мастер-класс Как научиться слушать
7
Психические состояния и их свойства
8
Как управлять своим состоянием и как его изменить
11
Невербальная коммуникация
5
Что такое невербальная коммуникация.
12
Зоны общения
13
Жесты руками
14
Жесты кистями и руками
15
Мошенничество, сомнение, ложь
16
Толерантность
4
Понятие толерантности
17
Толерантная личность
18
Границы толерантности
19
Барьеры в общении
20
Конфликты
6
Понятие “конфликт”
23
Основные стадии протекания конфликта.
24
Основные стратегии поведения в конфликтной ситуации
25
Взаимодействии в конфликте
26
Самоконтроль в общении.
27
Анализ и разрешение конфликтных ситуаций
32
Практические занятия
3
Отработка навыков ведения медиативных процедур
33
34
После двух лет апробации программы можно говорить о первых позитивных результатах:
  • значительно улучшился психологический микроклимат в педагогическом коллективе;
  • расширился арсенал способов работы классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов и тем самым повышение неформального статуса сотрудников, осуществляющих воспитательную работу в школе, а также улучшение управляемости поведением подростков;
  • совершенствовалось взаимодействия родителей и педагогов в воспитательной работе, способствующее росту доверия к школе со стороны населения;
  • создались доверительные и открытые отношения между членами школьного коллектива;
  • организовался неформальный контроль за поведением членов школьного коллектива.
Кроме того, в процессе участия в программе “Школа без насилия” после проведенного диагностического исследования (по тестам Томаса, Баса-Дарки и др.) у учащихся старших классов выраженный уровень конфликтности с 38% (в начале работы данной программы) снизился до 6 %, а высокий уровень агрессивности с 28% до 0%. 42% родителей отметили изменения в отношениях “родитель-ребенок” в лучшую сторону (на основе анализа ответов родителей на вопросы анкеты)
Происходящие социальные изменения могут быть радикальными и продуктивными только когда школа сможет подготавливать к жизни инициативную личность, способную осуществлять эти изменения на основе выбора грамотного решения, не ущемляющего прав и свобод другого человека. Азбука такого выбора постигается в повседневном принятии решений в процессе школьной жизни. Психологическим условием для этого становится образовательная среда, свободная от психологического насилия, референтно значимая для всех участников, удовлетворяющая потребности в позитивном развитии, то есть обладающая психологической безопасностью, гарантированной для ученика, учителя, родителя. Одним из гарантов психологической безопасности образовательной среды должна выступать служба практической психологии в системе образования. Предлагаемые психологические технологии, основанные на идеологии сопровождения, оснащают новое направление в деятельности педагогов-психологов по созданию специальных психолого-педагогических условий и возможностей образовательной среды, обеспечивающих психическое здоровье всех ее субъектов.
Насилие в любых его формах порождает желание уйти из среды, где оно осуществляется. Насилие в школьной среде опасно прежде всего тем, что порождает социальную безнадзорность детей и подростков, что сегодня является серьезной общественной проблемой. Предлагаемая нами школьная служба примирения — один из возможных вкладов психологической службы в решение актуальной задачи профилактики агрессивности, детской безнадзорности, снижения уровня психологического насилия во взаимодействии людей.
Литература

  1. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб, “Речь”, 2002.
  2. Коновалов А.Ю. Служба примирения в системе школьного самоуправления. // Журнал “Директор школы” 9 – 2008, с.12–20
  3. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия “Главный учебник”). – СПб.: прайм_ЕВРОЗНАК, 2002.
  4. Шамликашвили Ц. Явные и незаметные преимущества медиации// Журнал “Медиация и право” , М.. 2 (12) – 2009.
  5. Макартычева Г.И. Тренинr для подростков: профилактика асоциальноro поведения. СПб.: Речь, 2007,. ..... 192 с.
  6. Программа социально-психологического тренинга межличностного общения (автор — А.С. Прутченков).