Памятки

Памятка для родителей
"Как разговаривать с ребенком в ситуации школьного конфликта"

Скажите ребенку: "Мне предстоит нелегкий разговор с учителем и другими участниками конфликта, и я хочу быть к нему готовым, поделись со мной, объясни, как все было".
Когда ребенок представит свою версию, спросите его: "А что мне расскажет другая сторона - мальчик, с которым ты подрался?"
Избегайте вопросов о причинах поведения ребенка - спрашивайте о том, как было бы лучше поступить в данной ситуации, и почему этого не произошло.
Цель вопроса "Как по-другому, лучше, мог бы быть разрешен конфликт?"- про­яснить ожидания ребенка.
Если же вы спросите: "Можно ли было избежать кон­фликта или не доводить дело до драки?"- ребенок ответит отрицательно.
С чего начался конфликт?
·         Не спрашивайте: "Кто первый начал?" - ребенок будет вынужден оправдываться.
·         Не спрашивайте: "Почему это случилось?" - не у каждого взрослого есть ответ о причинах того или иного конфликта, тем более, что причина конфликта - нередко предмет интерпретации.
·         Уточняйте ответы ребенка о конфликте: "Правильно ли я понял, что конфликт начался, когда ты... (разговаривал, решил, хотел, думал)"- обращайте внимание на то, какие глаголы употребляет ребенок. Например, если ребенок сосредото­чился на своем видении ситуации и постоянно употребляет такие фразы, как: "Я не думал", "Даже не знал", "В мыслях не было", -значит, он стремится огородить себя от признания своих промахов и ошибок. Имеет смысл "переключить" ребен­ка, начав спрашивать о его желаниях, тем самым вызывая на откровенность: "А к чему ты стремился в этой ситуации?", "Чего ты хотел?" "Чего тебе меньше всего хотелось?"
·         Постарайтесь не оценивать намерения и желания ребенка как плохие или хорошие, пусть он сам их оценит как адекватные или не адекватные ситуации.
·         Также постарайтесь проработать переживания ребенка - его гнев, страх, обиду. Каким бы ни был болезненным опыт конфликта, - разбирая ситуации, ре­бенок учится понимать свои чувства.
·         Спрашивайте и о самих переживаниях, и о том, как ребенок их выразил: "Какое определение лучше подходит: ты испугался, обиделся, разозлился?"Такое обсуждение играет важную роль и в процессе раз­вития у подростка навыков управления собой. Поэтому обсуждайте не только переживания, но и способы, с помощью которых можно справиться с деструктив­ными формами поведения: "А что ты делаешь, чтобы преодолеть гнев?", "А ты хотел бы вести себя по-другому? Как именно?"
·         Одна из наиболее болезненных тем для обсуждения - позиция ребенка в ходе конфликта: проиграл он или выиграл, его престиж в подростковой среде вырос или упал и т. д. Далеко не всякий (независимо от возраста) готов обсуждать эту сторону конфликта. Если ребенок"проиграл" конфликт, и его статус понизился, вы можете ожидать гневных реакций и выплеска эмоций дома, возможно, зацикливания ребенка на конфликте. Постарайтесь не преуменьшать значимость конфликта, но и не преувеличивать ее.
·         Обсуждайте с ребенком темы справедливости и ответственности за конфликт: "Как тебя наказали? Как бы ты, на месте педагога, наказал зачинщиков и участников конфликта?"
·                  Выясняйте, какие неудовлетворенные потребности ребенка стоят за случившимся: хотел ли он признания, или был спровоцирован на конфликт и не смог удержаться.
                Будьте внимательны к запросу ребенка в момент разговора: на получение или отклонение помощи, поддержку и заботу, совместную деятельность и др. Старайтесь разнообразить формы совладающего поведения ребенка за счет из­менения своего участия - например, поиграйте с ним или почитайте книгу (по­смотрите фильм), сделайте вместе какую-то домашнюю работу. Освоив эти способы с вами, ребенок с большей вероятностью будет пользоваться ими самостоятельно.