Памятка для родителей
"Как разговаривать с ребенком в
ситуации школьного конфликта"
Скажите
ребенку:
"Мне предстоит нелегкий разговор с учителем и другими участниками
конфликта, и я хочу быть к нему готовым, поделись со мной, объясни,
как все было".
Когда
ребенок представит свою версию, спросите его: "А что мне расскажет другая сторона -
мальчик, с которым ты подрался?"
Избегайте вопросов о причинах поведения ребенка - спрашивайте о
том, как было бы лучше поступить в данной
ситуации, и почему этого не произошло.
Цель вопроса "Как по-другому, лучше, мог бы быть
разрешен конфликт?"- прояснить ожидания
ребенка.
Если же вы спросите: "Можно
ли было избежать конфликта или не доводить дело до драки?"- ребенок ответит
отрицательно.
С чего
начался конфликт?
·
Не спрашивайте: "Кто первый
начал?" - ребенок будет вынужден
оправдываться.
·
Не спрашивайте: "Почему это случилось?" - не у
каждого взрослого есть ответ о причинах того
или иного конфликта, тем более, что причина конфликта - нередко предмет
интерпретации.
·
Уточняйте ответы ребенка о конфликте:
"Правильно ли я понял, что конфликт начался, когда ты... (разговаривал,
решил, хотел, думал)"- обращайте внимание на то, какие глаголы употребляет ребенок. Например, если
ребенок сосредоточился на своем видении ситуации и постоянно
употребляет такие фразы, как: "Я
не думал", "Даже не знал", "В мыслях не было", -значит, он стремится огородить себя от признания своих промахов и ошибок. Имеет смысл
"переключить" ребенка, начав спрашивать
о его желаниях, тем самым вызывая на откровенность: "А к чему ты стремился в этой ситуации?", "Чего ты
хотел?" "Чего тебе меньше всего хотелось?"
·
Постарайтесь не оценивать намерения и желания ребенка как плохие или хорошие, пусть он сам их оценит как
адекватные или не адекватные ситуации.
·
Также постарайтесь проработать переживания
ребенка - его гнев, страх, обиду. Каким бы ни
был болезненным опыт конфликта, - разбирая ситуации, ребенок учится понимать
свои чувства.
·
Спрашивайте и о самих переживаниях, и о том, как ребенок их выразил: "Какое определение
лучше подходит: ты испугался, обиделся,
разозлился?"Такое обсуждение играет
важную роль и в процессе развития у подростка
навыков управления собой. Поэтому обсуждайте не только переживания, но и способы, с помощью которых можно
справиться с деструктивными формами поведения: "А что ты
делаешь, чтобы преодолеть гнев?", "А ты хотел бы вести себя
по-другому? Как именно?"
·
Одна из наиболее болезненных тем для обсуждения - позиция ребенка
в ходе конфликта: проиграл он или выиграл, его престиж в подростковой среде вырос или упал и т. д. Далеко не всякий
(независимо от возраста) готов обсуждать эту сторону конфликта. Если ребенок"проиграл" конфликт, и его
статус понизился, вы можете ожидать
гневных реакций и выплеска эмоций дома, возможно, зацикливания ребенка на конфликте. Постарайтесь
не преуменьшать значимость конфликта,
но и не преувеличивать ее.
·
Обсуждайте с ребенком темы справедливости и
ответственности за конфликт: "Как
тебя наказали? Как бы ты, на месте педагога, наказал зачинщиков и участников конфликта?"
·
Выясняйте, какие неудовлетворенные
потребности ребенка стоят за случившимся:
хотел ли он признания, или был спровоцирован на конфликт и не смог удержаться.
Будьте внимательны к запросу ребенка в
момент разговора: на получение или отклонение
помощи, поддержку и заботу, совместную деятельность и др. Старайтесь разнообразить формы совладающего поведения
ребенка за счет изменения своего участия - например, поиграйте
с ним или почитайте книгу (посмотрите фильм),
сделайте вместе какую-то домашнюю работу. Освоив эти способы с вами, ребенок с большей вероятностью будет
пользоваться ими самостоятельно.