Анализ Коновалова

Работа школьных служб примирения [*]
А.Ю. Коновалов, Центр «Судебно-правовая реформа», г.Москва
Введение
Несколько лет назад наш Центр начал взаимодействовать с органами милиции, суда и следствия с целью внедрения в их деятельность принципов и технологий восстановительного правосудия – нового способа разрешения конфликтных и криминальных ситуаций. Восстановительное правосудие позволяет разрешать конфликтные и криминальные1  ситуации путем диалога между конфликтующими сторонами при поддержке нейтрального посредника (ведущего программы). На программах восстановительного правосудия обсуждаются не вопросы вины и наказания, а интересы сторон, их потребности, возникшие у них в связи с произошедшей ситуацией, а также возможность возмещения ущерба самим нарушителем, способы предупреждения подобных ситуаций в будущем, и каким образом сообщество может участвовать в дальнейшей судьбе нарушителя и жертвы2. Подобные программы используются во многих странах мира3  и доказали свою эффективность.
Но, работая с милицией по криминальным ситуациям, мы отметили, что большинство из них происходит именно в школе (хотя бы потому, что там дети проводят большую часть времени). По многочисленным свидетельствам, большинство подростков не чувствуют себя защищенными внутри школы, и разрешение конфликтов становится для ребят порой важнее процесса обучения.
Школа не выносит свои ситуации вовне, справедливо опасаясь за репутации свою и подростка. Но при этом не имеет инструмента для работы с криминальными ситуациями. В результате, конфликтные ситуации либо замалчиваются, либо происходит эскалация конфликта до такой степени, что разрешить его можно только силовыми методами. Поэтому Центр «Судебно-правовая реформа» начал создавать школьные службы примирения, чтобы школы в своих стенах могли создать основу для осуществления программ восстановительного правосудия.
А поскольку речь идет не об «административном» разрешении ситуаций, а о посредничестве, примирении и активности подросткового сообщества, то работать в службу пригласили не только школьных специалистов (заместителей директоров по учебно-воспитательной работе и социальных педагогов), а и самих учеников школ. Таким образом, реализовывался принцип «дети – детям».
Для эксперимента были выбраны 6 школ – по 2 школы в Москве, Великом Новгороде и Петрозаводске. В каждой из них была своя специфика: в одной ориентировались на работу по разрешению конфликтов, в другой занимались снижением угрозы социального сиротства, в третьей – больше криминальными ситуациями. С этой целью были отобраны группы добровольцев, которые прошли специальную подготовку со специалистами Центра «Судебно-правовая реформа».
Конечно, у нас были сомнения. Во-первых, смогут ли подростки справиться с такой тонкой материей, как конфликт? Не начнут ли сами конфликтовать? Не будут ли подвергаться опасности при общении с участниками криминальной ситуации? Как отнесутся одноклассники к работе подростков – ведущих программ примирения? А во-вторых, как отнесется традиционная школа к нашей инновации? Зачем ей лишние сложности, когда провинившегося ученика все равно вызывают на педсовет или к директору, где и разбирают ситуацию? Поэтому было особенно приятно, когда нам удалось получить устойчивый результат; причем большинство программ было проведено именно подростками. Кроме того, службы примирения были поддержаны администрацией школы.
Когда администрация стала направлять дела в службу примирения вместо педсовета и административных разбирательств и включилась в диалог о наилучших способах реализации восстановительных (а не карательных) принципов разрешения конкретных конфликтов, это явилось знаком реальной поддержки службы примирения.
Вслед за этим открылись новые перспективы, а с ними и новые задачи. Стало ясно, что службы могут работать не только со случаями конфликтов, драк, социального сиротства, длительных прогулов, криминальными ситуациями. «Мишенью» служб примирения могут и должны стать процессы маргинализации и криминализации школьников.

Процессы криминализации
и маргинализации
Как  видно  из материалов, приведенных в статьях Р. Максудова и А.Гатауллина  (в  этом номере), криминал в среде подростков наблюдается в большинстве городов России, становится все более организованным и структурированным. Мы наблюдали подобные процессы в Москве и Великом Новгороде. Отчего это происходит?
Взаимодействуя с учениками, учителями и администрацией, мы заметили, что в школе помимо процесса обучения и воспитания идут другие, менее изученные процессы6. Нас в данный момент интересуют те, которые приводят к криминальным последствиям, в частности, к вытеснению подростков из школы.

Процесс криминализации есть освоение человеком криминальной культуры (языка, принципов, отношений, статусов и т.д.).
Одной из его причин является то, что подросток не может позитивным путем удовлетворить свои потребности в безопасности, признании и самореализации (например, потому что не имеет определенных навыков). В результате эти потребности реализуются через совершение противоправных действий. И если противоправная ситуация после этого не находит разрешения на ценностном уровне, на уровне чувств и отношений, если подросток не находит для себя просоциального способа разрешения своих потребностей, если ситуацию замалчивают или административно «замиривают», то она повторяется. Постепенно рвутся социальные связи подростка с классом, семьей, учителями (обычно и так достаточно слабые), и с каждым новым конфликтом этот разрыв увеличивается. На подростка вешают ярлык хулигана7  и у него включаются психологические механизмы оправдания собственных негативных поступков. Подросток стремится найти общество себе подобных и, стремясь получить их признание, начинает осваивать их криминальную контр-культуру. С целью добиться признания и повысить свой статус, он проходит ряд криминальных испытаний, в результате чего он порой навсегда закрывает себе путь для возвращения в общество.
Второй причиной можно назвать вовлечение в криминальное подростковое сообщество новых членов. Этому способствует стремление подростков объединяться в группы, которым свойственна отгороженность от внешнего мира, выстраиваются статусы, и внутри возникает своя символика, свои традиции и законы. Как сказал один из ребят: «Или иди в банду, или будь готов, что тебе проходу не дадут другие бандиты»8. Фактически, подростку не оставляют выбора, заставляя занять социальную нишу: «авторитет», «нейтральный», «лох»9  и т.д. Подросток вынужден определять себя в криминальных рамках. Выражением процесса криминализации является, в частности, «забивание стрелок», на которых происходит выяснение отношений между подростками и формирование новых статусов10. По словам лидера одной из групп: «Если я авторитет, то я не буду бить лоха, который не несет деньги; это сделают другие, а деньги он принесет мне сам!»
В ходе проведенной нами с ребятами дискуссии были выявлены следующие причины «стрелок» (хотя их список явно не исчерпан):
1. В подростковой иерархии есть определенный тип людей (в своей среде их называют «шакалы»), которые подговаривают других ребят на «стрелки». И если подросток, которого подговорили, на стрелке побеждает, то у «шакала» повышается авторитет.
2. Если родители не могут защитить и финансово обеспечить своего ребенка, то он вынужден завоевывать статус и деньги в школе путем противоправных действий. Вместе с тем у подростков возникает привычка «легких» денег, которая формирует соответствующую мотивацию последующих поступков.
3. В подростковой среде появилась мода на правонарушение как некое испытание и знак; на уголовное дело, «обувание лохов» и пр.
4. «Стрелки» являются для подростков способом разрешения собственных проблем без участия взрослых и принятия более справедливого, на их взгляд, решения.
Иногда в «стрелки» начинают втягиваться другие ученики, родители, милиция, в результате чего конфликт выходит за пределы школы. Но обычно администрация школы даже не знает о существовании «стрелок» в своих стенах. И дети считают, что нет смысла допускать в эту сферу взрослых, поскольку не верят в реальную, справедливую помощь взрослых.
Кроме того, в школе существуют маргиналы (изгои, аутсайдеры), которые имеют претензии на более высокий статус, но не могут его завоевать. Как правило, над такими ребятами издевается класс (а иногда и учителя), что приводит к конфликтам, дракам и длительным пропускам занятий. Отторжение изгоев иногда продолжается годами, но на это просто закрывают глаза, до тех пор, пока не происходит драка, порча личного имущества и т.д. Но и в этом случае обычно разбирается последнее происшествие, а весь предыдущий процесс – отторжение подростка – игнорируется.
Для разрешения описываемых выше ситуаций необходимо создать группу, которая организационно будет вписываться в структуру школы, а целью своей работы поставит снижение процесса криминализации и маргинализации подростков.
Такую группу мы назвали школьной службой примирения.
На наш взгляд, служба должна не только разрешать локальные ситуации, но и работать с групповым взаимодействием. Предметом работы службы могут стать ценностно-личностные ориентации группы, дисгармония статусов учеников, антисоциальные нормы взаимоотношений. Для этого необходимо организовать работу с подростковым сообществом.

Работа службы с ситуациями
Итак, служба примирения использует восстановительный способ и вводит новую традицию реагирования на конфликтные, криминальные ситуации и существование маргиналов в группе: так называемые программы восстановительного правосудия. В результате их использования конфликт разрешается, социальные связи восстанавливаются, механизм самооправдания поступков подвергается сомнению, и подросток получает возможность заново построить связи с обществом и возвратиться в него.
Программы опираются на следующие принципы:
1. Программы проводятся только добровольно.
2. Перед программой проводятся предварительные встречи, на которых выясняются нужды и потребности сторон; выясняется, как программа может помочь каждому участнику ситуации; ведущие получают согласие сторон на участие в программе.
3. Ситуация должна быть разрешена самими участниками в ходе их диалога. Таким образом поощряется активность самих сторон в разрешении ситуации. Поэтому ведущий программы не является защитником, судьей, адвокатом или советчиком, а работает именно как посредник.
4. Большое внимание уделяется чувствам сторон, в первую очередь чувствам пострадавшего (жертвы).
5. Для разрешения ситуации активно привлекается местное сообщество, учителя, социальные педагоги, родители, друзья и т.д.
Наиболее разработанной является программа примирения жертвы и нарушителя (или конфликтующих сторон). Там, где существует настолько сильный распад социальных связей, что необходимо искать им замену в сообществе подростка, используется другая программа – круги заботы. Третья программа – это школьные конференции, с их помощью идет работа с дисгармонией отношений в школьном коллективе.

Программа примирения
Данная программа организационно представляет собой добровольную встречу нарушителя (обидчика) и пострадавшего (жертвы). Встреча проходит в присутствии подготовленного ведущего программы, который организует конструктивный диалог сторон. Допускается присутствие родителей, психологов, социальных педагогов.
На примирительной встрече обсуждаются три основных вопроса:
1. «Каковы последствия криминальной или конфликтной ситуации для сторон, и какие чувства они испытывают по поводу случившегося?» Как правило, последствия разрушительны для обеих сторон. И на встрече они (зачастую впервые) начинают видеть друг в друге человека, а не врага. А если стороны признают, что имело место несправедливое и травмирующее событие, то логичен переход ко второму вопросу:
2. «Как данная ситуация может быть разрешена?» Существует множество решений: от принесения извинений до возмещения ущерба в денежной форме, нахождения возможности заработка для возмещения ущерба11, самостоятельное исправление причиненного вреда и т.д. Мы считаем, что справедливость возникает тогда, когда сами стороны нашли решение, которое их самих полностью устраивает.
3. Третий обсуждаемый вопрос: «Как сделать, чтобы это не повторилось?» Рассматриваются глубинные причины поступка нарушителя и необходимость работы с ними, обращение его к психологу, социальному педагогу12. С этой целью составляется реабилитационная программа.
Результаты проведенной программы при необходимости фиксируются в примирительном договоре и могут быть представлены на педсовете, в комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) и суде для учета при принятии решения.
Программа примирения может использоваться также в случае семейных конфликтов (программа примирения в семье).

Школьные конференции
Эта программа восстановительного правосудия предназначена для нормализации групповых отношений. Школьные конференции могут использоваться для снижения агрессивности в группе или для повышения статуса подростка-изгоя.
Программа реализуется путем проведения в классе дискуссии по поводу сложившейся ситуации и нахождения классом способа ее разрешения. Как правило, в программе принимают участие сами ученики, администрация, учителя, родители. Программа позволяет, опираясь на «здоровое ядро класса», мобилизовать группу на решение проблемы13. Чтобы «уравновесить» стороны во время разговора, можно организовать поддержку ребенка-изгоя психологом, его друзьями или родственниками. Встреча может проводиться и в ограниченном кругу людей, заинтересованных в разрешении ситуации.
В качестве «отвергаемого» может выступить и не признаваемый учениками учитель. В этом случае создается площадка для организованного диалога между учителями и учениками, на которой обе стороны получают адекватную «обратную связь» и решают вопросы дальнейшего взаимодействия.

Круги заботы
Программа проводится в случае угрозы социального сиротства, когда семья ребенка распадается (например, из-за алкоголизма или наркомании), и необходимо создать круг людей, которые могут оказать ребенку поддержку.
Этих людей надо найти и вместе с ними обсудить, кто и какую ответственность готов взять на себя и в чем будет заключаться его помощь ребенку. Такими людьми могут быть родственники, учителя, соседи, руководители детских клубов и т.д. Вопрос об ответственности обсуждается и с самим ребенком.
По результатам встречи обычно составляется реабилитационная программа, которая может быть представлена в КДН, милицию и другие органы для того, чтобы сделать реабилитацию комплексной. Во встречах (кругах заботы) участвуют психологи, социальные работники и другие специалисты.

Практика
Распределение ситуаций, с которыми в ходе проекта сталкивались службы примирения, изображено на приведенной диаграмме. Большое количество программ, проведенных в случаях социального сиротства («Круги заботы» и «Примирение в семье»), объясняется тем, что очень многие корни криминального поведения лежат в семье. В таком случае восстановить семейные отношения является первоочередной задачей программы.
Естественно, что с социальным сиротством работали взрослые специалисты, а подростки выступали в роли соведущих.
Примерно треть программ проводилась по криминальным ситуациям (в том числе и с ситуациями, переданными в КДН).
Какова эффективность проведенных программ? Положительный результат достигнут более чем в 80% ситуаций, и продолжения конфликты не получили14.
Поскольку обычно в результате программ восстановительного правосудия обе стороны приходят к соглашению и получают поддержку, то разорванные отношения восстанавливаются. Это способствует прекращению эскалации конфликта и прерыванию процесса криминализации. Для нас важно не только разрешение конкретной разрешенной ситуации, но и появлении новой практики отношений и реагирования на агрессивные и криминальные действия.

Работа службы со школьным сообществом
Кроме разрешения конкретных ситуаций служба примирения может работать с подростковым сообществом школы. По нашему опыту, подростки обычно гораздо лучше учителей осведомлены о происходящем в их среде и о причинах того или иного конфликта. К тому же они общаются с участниками ситуаций на их языке, в результате чего у сторон с ведущими-ровесниками часто возникает большее взаимопонимание, чем со взрослым ведущим.
Когда подростки начинают сами управлять своими конфликтами15, в школе помимо двух традиционных полюсов (учителя с отличниками и криминальные лидеры) возникает третий полюс – служба примирения с участием подростков, работающих в области посредничества и примирения.
Одним из наиболее действенных способов создания такой службы является привлечение в службу лидеров подростковых групп, поскольку именно они формируют нормы взаимоотношений в группе. В ходе проекта это нам удалось.
Заинтересовавшись деятельностью ведущего частично из уважения к социальному педагогу (к которому испытывают доверие), частично видя успешную работу взрослых, лидеры постепенно втягиваются в работу ведущего программ восстановительного правосудия. По их словам, они начинают чувствовать иную, более серьезную поддержку со стороны группы. Поскольку школа предоставляет мало возможностей для самореализации (кроме учебы и выполнения поручений учителя), работа в качестве ведущего становится для ребят привлекательной. И при этом они занимаются «взрослым» делом, получая признание и со стороны учеников, и со стороны администрации.
Вторым способом может быть привлечение подростков, находящихся на границе выпадения из коллектива, «детей группы риска»16. Как на своем языке сказал один из подростков, «Задача службы – из как можно большего числа «лохов» сделать «нейтральных». Третий способ – оказание поддержки: кураторство старших школьников над младшими, попавшими в трудную ситуацию17.
В результате работы подростки из службы примирения начинают втягивать конфликтующие стороны в новый (восстановительный) способ разрешения своей ситуации. В частности, это относится к подростковым «стрелкам»18. Без активности со стороны самих подростков и их лидеров изменить культурные нормы школьной среды представляется маловероятным.
Разумеется, курировать работу службы примирения должен взрослый, умеющий работать с неформальной подростковой группой и имеющий доверие со стороны подростков. Подростки в службе проходят специальную подготовку, позволяющую им овладеть принципами и методами восстановительного правосудия. Кроме того, периодически проводятся встречи, на которых обсуждается работа со сложными случаями, интересные приемы и т.д.


  Организационная структура службы примирения
 На наш взгляд, работа службы примирения должна осуществляться в нескольких направлениях: администрирование, координация, проведение программ и методическая работа.

Перед началом работы службы необходимо:
Определить в школе наличие и тип конфликтов, их количество и соответствующий им тип программ восстановительного правосудия.
Определить «агентов», то есть людей, от которых зависит типичная для данного учреждения реакция на конфликтные ситуации. Это могут быть администраторы, учителя, лидеры класса и т.д.

 Направления работы    




Администрирование












Координация 



















Проведение программ      






Методическая работа       

   задачи

Поиск помещения для программы
Организация финансирования программы
Организация обучения новых участников программы
Организация курсов повышения квалификации
Подготовка и подписание необходимых организационных документов (договора, положения о службе и т.д.)
 
Анализ процессов, приводящих к выпадению из социализации
Выявление «агентов», т.е. лиц, от которых зависит способ реакции на конфликтную ситуацию (и подростков, и взрослых)
Влияние на «агентов» через рекламу, презентацию результатов и пр.
Поиск и реализация возможностей перенаправления информации в сторону восстановительного правосудия
Разработка конкретной технологии для данной школы
Организация взаимодействия с психологами и социальными педагогами                                                       

Заполнение карточек
Проведение программ
Оценка результатов (через промежуток времени)
Написание отчетов       

Организация рефлексии у ведущих по результатам проведенных программ, анализ способов работы с трудными ситуациями
Организация общения между ведущими программ для обмена опытом
Определение ведущих для тех или иных программ (в зависимости от их занятости и уровня подготовки)
Адаптация и внедрение новых программ восстановительного правосудия    

             
Понять, каким образом будет организована поддержка службы примирения в школе.
В конце предварительного этапа определяется необходимость создания службы, подбираются соответствующие программы восстановительного правосудия и налаживаются контакты со специалистами (психологами, социальными педагогами). Составляется план работы для конкретной школы. Затем организуется работа с «агентами», в результате которой они начинают передавать в службу информацию о конфликтах, и постепенно типичные способы разрешения конфликтов заменяются на восстановительные19.
Понятно, что служба не сможет работать без поддержки со стороны большинства членов школьного коллектива. В ходе нашего проекта наиболее эффективным получилось курирование службы социальным педагогом, поскольку с этим человеком одинаково легко взаимодействовать как взрослым, так и детям.
По нашему опыту, заместителю директора по учебно-воспитательной работе сложно сочетать в себе административную и примирительную функцию. И это противоречие не способствует доверию учеников.
Взрослый, курирующий детскую службу, должен поддерживать принципы восстановительного правосудия и уметь организовать неформальную подростковую группу.
Кроме подготовки подростков в качестве ведущих программ необходимо работать над созданием подросткового сообщества вокруг службы: группы поддержки. Это ребята, которые сами не проводят программы, но при этом принимают идеи восстановительного правосудия20. Поэтому, когда они в школе узнают о конфликте, то могут квалифицированно сориентироваться в происходящем и направить участников в службу примирения. В результате служба будет находиться не в «безвоздушном пространстве», а постоянно ориентироваться в происходящем. Расширение «группы поддержки» создает коллектив единомышленников, положительно влияющий на эмоциональный и культурный фон в школе.
Ведь действительно важно, будет ли у двух школьных полюсов – у администрации и учеников – площадка, на которой они вместе смогут работать над изменением отношений и повышением качества жизни в школе. Служба примирения – это возможность без опаски высказать свою точку зрения и услышать другую. Создание такой постоянной площадки – одна из задач службы.
              Примечания

1 Под криминальной понимается ситуация, в которой есть нарушитель и жертва (независимо от того, был ли делу дан официальный ход).
 2 Более подробное описание разных видов программ см. ниже.
 3 США, Канада, Франция, Великобритания, Новая Зеландия, Польша, Чехия и др.
 6 И.Фрумин в книге «Тайны школы» приводит термин «скрытое содержание», понимая под этим «те аспекты обучения, которые имеют (или могут иметь) неожиданные или незамечаемые для учителей последствия, такие практики и результаты обучения, которые, не будучи явно обозначены в учебных программах или правилах организации обучения, тем не менее, являются важной частью образовательного опыта». См.: Фрумин И.Д. «Тайны школы. Заметки о контекстах». Красноярск, 1999.
 7 В одной из школ Москвы после драки ученика 6 класса вывели в актовый зал и на всю школу объявили: «Это наш самый главный хулиган». В результате многие подростки стали над ним издеваться и т.д. Ученик был вынужден сменить школу.
8  «Ровесник». №7. 2002 г.
9 В разных школах они могут называться по-разному, но сути это не меняет.
10 На стрелке важно: сколько человек и кого пришли поддерживать, кто они, насколько быстро собрались, кто кого сильнее.
11 Сейчас вопрос об устройстве нарушителей на работу для восстановления ущерба прорабатывается совместно Центром «СПР», Городским центром «Дети улиц» и Московской Думой.
 12 Нужно отметить, что после программы примирения подросток идет к психологу уже со сформированным запросом.
13 См.: Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа. Учебное пособие. Под ред. Л.М.Карнозовой. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2001.
 14 См. описания проведенных программ (Архив Центра «СПР»).
15 Это является одной из основ школьного самоуправления.
 16 Их вовлечение связано с трудностью преодоления их низкого статуса. Возможна их работа вначале как помощника вместе с опытным ведущим, а затем уже в качестве ведущего программ примирения.
 17 Это, например, помогало вернуть пятиклассника после многомесячных пропусков школы, возникших в результате конфликта и неприязни класса. Вслед за ним в школу вернулся старший брат-семиклассник.
 18 В ходе одной из «стрелок» в результате работы ведущего стороны решили не драться, а в начале поговорить и выяснить все обстоятельства дела. Ситуация была решена путем серии переговоров.
19 Начать лучше с проведения презентационных мероприятий и демонстрации удачного опыта разрешения конфликтов.
 20 Желательно, чтобы в группу поддержки входили представители всех страт школы: мальчики и девочки, богатые и бедные и т.д.




[*] © «Вестнике ювенальной юстиции» № 4.