А.Ю. Коновалов, Центр «Судебно-правовая реформа», г.Москва
Введение
Несколько лет назад наш Центр
начал взаимодействовать с органами милиции, суда и следствия с целью внедрения
в их деятельность принципов и технологий восстановительного правосудия – нового
способа разрешения конфликтных и криминальных ситуаций. Восстановительное
правосудие позволяет разрешать конфликтные и криминальные1 ситуации путем диалога между
конфликтующими сторонами при поддержке нейтрального посредника (ведущего
программы). На программах восстановительного правосудия обсуждаются не вопросы
вины и наказания, а интересы сторон, их потребности, возникшие у них в связи с
произошедшей ситуацией, а также возможность возмещения ущерба самим
нарушителем, способы предупреждения подобных ситуаций в будущем, и каким
образом сообщество может участвовать в дальнейшей судьбе нарушителя и жертвы2. Подобные
программы используются во многих странах мира3 и доказали свою эффективность.
Но, работая с милицией по криминальным
ситуациям, мы отметили, что большинство из них происходит именно в школе (хотя
бы потому, что там дети проводят большую часть времени). По многочисленным
свидетельствам, большинство подростков не чувствуют себя защищенными внутри
школы, и разрешение конфликтов становится для ребят порой важнее процесса
обучения.
Школа не выносит свои ситуации
вовне, справедливо опасаясь за репутации свою и подростка. Но при этом не имеет
инструмента для работы с криминальными ситуациями. В результате, конфликтные
ситуации либо замалчиваются, либо происходит эскалация конфликта до такой
степени, что разрешить его можно только силовыми методами. Поэтому Центр
«Судебно-правовая реформа» начал создавать школьные службы примирения,
чтобы школы в своих стенах могли создать основу для осуществления программ
восстановительного правосудия.
А поскольку речь идет не об
«административном» разрешении ситуаций, а о посредничестве, примирении и
активности подросткового сообщества, то работать в службу пригласили не только
школьных специалистов (заместителей директоров по учебно-воспитательной работе
и социальных педагогов), а и самих учеников школ. Таким образом, реализовывался
принцип «дети – детям».
Для эксперимента были выбраны 6
школ – по 2 школы в Москве, Великом Новгороде и Петрозаводске. В каждой из них
была своя специфика: в одной ориентировались на работу по разрешению
конфликтов, в другой занимались снижением угрозы социального сиротства, в
третьей – больше криминальными ситуациями. С этой целью были отобраны группы добровольцев,
которые прошли специальную подготовку со специалистами Центра «Судебно-правовая
реформа».
Конечно, у нас были сомнения.
Во-первых, смогут ли подростки справиться с такой тонкой материей, как
конфликт? Не начнут ли сами конфликтовать? Не будут ли подвергаться опасности
при общении с участниками криминальной ситуации? Как отнесутся одноклассники к
работе подростков – ведущих программ примирения? А во-вторых, как отнесется
традиционная школа к нашей инновации? Зачем ей лишние сложности, когда провинившегося
ученика все равно вызывают на педсовет или к директору, где и разбирают
ситуацию? Поэтому было особенно приятно, когда нам удалось получить устойчивый
результат; причем большинство программ было проведено именно подростками. Кроме
того, службы примирения были поддержаны администрацией школы.
Когда администрация стала
направлять дела в службу примирения вместо педсовета и административных
разбирательств и включилась в диалог о наилучших способах реализации
восстановительных (а не карательных) принципов разрешения конкретных
конфликтов, это явилось знаком реальной поддержки службы примирения.
Вслед за этим открылись новые
перспективы, а с ними и новые задачи. Стало ясно, что службы могут работать не
только со случаями конфликтов, драк, социального сиротства, длительных
прогулов, криминальными ситуациями. «Мишенью» служб примирения могут и должны
стать процессы маргинализации и криминализации школьников.
Процессы криминализации
и маргинализации
и маргинализации
Как видно
из материалов, приведенных в статьях Р. Максудова и А.Гатауллина (в
этом номере), криминал в среде подростков наблюдается в большинстве
городов России, становится все более организованным и структурированным. Мы
наблюдали подобные процессы в Москве и Великом Новгороде. Отчего это
происходит?
Взаимодействуя с учениками,
учителями и администрацией, мы заметили, что в школе помимо процесса обучения и
воспитания идут другие, менее изученные процессы6. Нас в данный момент интересуют те,
которые приводят к криминальным последствиям, в частности, к вытеснению
подростков из школы.
Процесс криминализации есть
освоение человеком криминальной культуры (языка, принципов, отношений, статусов
и т.д.).
Одной из его причин является то, что подросток не
может позитивным путем удовлетворить свои потребности в безопасности, признании
и самореализации (например, потому что не имеет определенных навыков). В
результате эти потребности реализуются через совершение противоправных
действий. И если противоправная ситуация после этого не находит разрешения на
ценностном уровне, на уровне чувств и отношений, если подросток не находит для
себя просоциального способа разрешения своих потребностей, если ситуацию
замалчивают или административно «замиривают», то она повторяется. Постепенно
рвутся социальные связи подростка с классом, семьей, учителями (обычно и так
достаточно слабые), и с каждым новым конфликтом этот разрыв увеличивается. На
подростка вешают ярлык хулигана7 и у него включаются психологические механизмы
оправдания собственных негативных поступков. Подросток стремится найти общество
себе подобных и, стремясь получить их признание, начинает осваивать их
криминальную контр-культуру. С целью добиться признания и повысить свой статус,
он проходит ряд криминальных испытаний, в результате чего он порой навсегда
закрывает себе путь для возвращения в общество.
Второй причиной можно назвать вовлечение в
криминальное подростковое сообщество новых членов. Этому способствует
стремление подростков объединяться в группы, которым свойственна отгороженность
от внешнего мира, выстраиваются статусы, и внутри возникает своя символика,
свои традиции и законы. Как сказал один из ребят: «Или иди в банду, или будь
готов, что тебе проходу не дадут другие бандиты»8. Фактически, подростку не оставляют
выбора, заставляя занять социальную нишу: «авторитет», «нейтральный», «лох»9 и т.д. Подросток вынужден определять себя в
криминальных рамках. Выражением процесса криминализации является, в частности,
«забивание стрелок», на которых происходит выяснение отношений между
подростками и формирование новых статусов10. По словам лидера одной из групп:
«Если я авторитет, то я не буду бить лоха, который не несет деньги; это сделают
другие, а деньги он принесет мне сам!»
В ходе проведенной нами с
ребятами дискуссии были выявлены следующие причины «стрелок» (хотя их список
явно не исчерпан):
1. В подростковой иерархии есть определенный тип
людей (в своей среде их называют «шакалы»), которые подговаривают других ребят
на «стрелки». И если подросток, которого подговорили, на стрелке побеждает, то
у «шакала» повышается авторитет.
2. Если родители не могут защитить и финансово
обеспечить своего ребенка, то он вынужден завоевывать статус и деньги в школе
путем противоправных действий. Вместе с тем у подростков возникает привычка
«легких» денег, которая формирует соответствующую мотивацию последующих
поступков.
3. В подростковой среде появилась мода на
правонарушение как некое испытание и знак; на уголовное дело, «обувание лохов»
и пр.
4. «Стрелки» являются для подростков способом
разрешения собственных проблем без участия взрослых и принятия более
справедливого, на их взгляд, решения.
Иногда в «стрелки» начинают
втягиваться другие ученики, родители, милиция, в результате чего конфликт
выходит за пределы школы. Но обычно администрация школы даже не знает о
существовании «стрелок» в своих стенах. И дети считают, что нет смысла
допускать в эту сферу взрослых, поскольку не верят в реальную, справедливую
помощь взрослых.
Кроме того, в школе существуют маргиналы
(изгои, аутсайдеры), которые имеют претензии на более высокий статус, но не
могут его завоевать. Как правило, над такими ребятами издевается класс (а
иногда и учителя), что приводит к конфликтам, дракам и длительным пропускам
занятий. Отторжение изгоев иногда продолжается годами, но на это просто
закрывают глаза, до тех пор, пока не происходит драка, порча личного имущества
и т.д. Но и в этом случае обычно разбирается последнее происшествие, а весь
предыдущий процесс – отторжение подростка – игнорируется.
Для разрешения описываемых выше
ситуаций необходимо создать группу, которая организационно будет
вписываться в структуру школы, а целью своей работы поставит снижение процесса
криминализации и маргинализации подростков.
Такую группу мы назвали школьной
службой примирения.
На наш взгляд, служба должна не
только разрешать локальные ситуации, но и работать с групповым
взаимодействием. Предметом работы службы могут стать ценностно-личностные
ориентации группы, дисгармония статусов учеников, антисоциальные нормы
взаимоотношений. Для этого необходимо организовать работу с подростковым
сообществом.
Работа
службы с ситуациями
Итак, служба примирения
использует восстановительный способ и вводит новую традицию
реагирования на конфликтные, криминальные ситуации и существование маргиналов в
группе: так называемые программы восстановительного правосудия. В результате их
использования конфликт разрешается, социальные связи восстанавливаются,
механизм самооправдания поступков подвергается сомнению, и подросток получает
возможность заново построить связи с обществом и возвратиться в него.
Программы опираются на следующие принципы:
1. Программы проводятся только добровольно.
2. Перед программой проводятся предварительные
встречи, на которых выясняются нужды и потребности сторон; выясняется, как
программа может помочь каждому участнику ситуации; ведущие получают согласие
сторон на участие в программе.
3. Ситуация должна быть разрешена самими
участниками в ходе их диалога. Таким образом поощряется активность самих
сторон в разрешении ситуации. Поэтому ведущий программы не является защитником,
судьей, адвокатом или советчиком, а работает именно как посредник.
4. Большое внимание уделяется чувствам сторон, в
первую очередь чувствам пострадавшего (жертвы).
5. Для разрешения ситуации активно привлекается
местное сообщество, учителя, социальные педагоги, родители, друзья и т.д.
Наиболее разработанной является программа
примирения жертвы и нарушителя (или конфликтующих сторон). Там, где
существует настолько сильный распад социальных связей, что необходимо искать им
замену в сообществе подростка, используется другая программа – круги заботы.
Третья программа – это школьные конференции, с их помощью идет работа с
дисгармонией отношений в школьном коллективе.
Программа примирения
Данная программа организационно
представляет собой добровольную встречу нарушителя (обидчика) и пострадавшего
(жертвы). Встреча проходит в присутствии подготовленного ведущего программы,
который организует конструктивный диалог сторон. Допускается присутствие
родителей, психологов, социальных педагогов.
На примирительной встрече
обсуждаются три основных вопроса:
1. «Каковы последствия криминальной или
конфликтной ситуации для сторон, и какие чувства они испытывают по поводу
случившегося?» Как правило, последствия разрушительны для обеих сторон. И на
встрече они (зачастую впервые) начинают видеть друг в друге человека, а не
врага. А если стороны признают, что имело место несправедливое и травмирующее
событие, то логичен переход ко второму вопросу:
2. «Как данная ситуация может быть разрешена?»
Существует множество решений: от принесения извинений до возмещения ущерба в
денежной форме, нахождения возможности заработка для возмещения ущерба11,
самостоятельное исправление причиненного вреда и т.д. Мы считаем, что
справедливость возникает тогда, когда сами стороны нашли решение, которое их
самих полностью устраивает.
3. Третий обсуждаемый вопрос: «Как сделать, чтобы
это не повторилось?» Рассматриваются глубинные причины поступка нарушителя и
необходимость работы с ними, обращение его к психологу, социальному педагогу12. С этой
целью составляется реабилитационная программа.
Результаты проведенной программы
при необходимости фиксируются в примирительном договоре и могут быть
представлены на педсовете, в комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) и суде
для учета при принятии решения.
Программа примирения может
использоваться также в случае семейных конфликтов (программа примирения в
семье).
Школьные конференции
Эта программа восстановительного
правосудия предназначена для нормализации групповых отношений. Школьные
конференции могут использоваться для снижения агрессивности в группе или для
повышения статуса подростка-изгоя.
Программа реализуется путем
проведения в классе дискуссии по поводу сложившейся ситуации и нахождения
классом способа ее разрешения. Как правило, в программе принимают участие сами
ученики, администрация, учителя, родители. Программа позволяет, опираясь на
«здоровое ядро класса», мобилизовать группу на решение проблемы13. Чтобы
«уравновесить» стороны во время разговора, можно организовать поддержку
ребенка-изгоя психологом, его друзьями или родственниками. Встреча может
проводиться и в ограниченном кругу людей, заинтересованных в разрешении ситуации.
В качестве «отвергаемого» может
выступить и не признаваемый учениками учитель. В этом случае создается площадка
для организованного диалога между учителями и учениками, на которой обе стороны
получают адекватную «обратную связь» и решают вопросы дальнейшего
взаимодействия.
Круги заботы
Программа проводится в случае
угрозы социального сиротства, когда семья ребенка распадается (например, из-за
алкоголизма или наркомании), и необходимо создать круг людей, которые могут
оказать ребенку поддержку.
Этих людей надо найти и вместе с
ними обсудить, кто и какую ответственность готов взять на себя и в чем будет
заключаться его помощь ребенку. Такими людьми могут быть родственники, учителя,
соседи, руководители детских клубов и т.д. Вопрос об ответственности обсуждается
и с самим ребенком.
По результатам встречи обычно
составляется реабилитационная программа, которая может быть представлена в КДН,
милицию и другие органы для того, чтобы сделать реабилитацию комплексной. Во
встречах (кругах заботы) участвуют психологи, социальные работники и другие
специалисты.
Практика
Распределение ситуаций, с
которыми в ходе проекта сталкивались службы примирения, изображено на
приведенной диаграмме. Большое количество программ, проведенных в случаях
социального сиротства («Круги заботы» и «Примирение в семье»), объясняется тем,
что очень многие корни криминального поведения лежат в семье. В таком случае
восстановить семейные отношения является первоочередной задачей программы.
Естественно, что с социальным
сиротством работали взрослые специалисты, а подростки выступали в роли
соведущих.
Примерно треть программ
проводилась по криминальным ситуациям (в том числе и с ситуациями, переданными
в КДН).
Какова эффективность проведенных
программ? Положительный результат достигнут более чем в 80% ситуаций, и
продолжения конфликты не получили14.
Поскольку обычно в результате
программ восстановительного правосудия обе стороны приходят к соглашению и
получают поддержку, то разорванные отношения восстанавливаются. Это
способствует прекращению эскалации конфликта и прерыванию процесса
криминализации. Для нас важно не только разрешение конкретной разрешенной
ситуации, но и появлении новой практики отношений и реагирования на агрессивные
и криминальные действия.
Работа службы со школьным сообществом
Кроме разрешения конкретных
ситуаций служба примирения может работать с подростковым сообществом школы. По
нашему опыту, подростки обычно гораздо лучше учителей осведомлены о
происходящем в их среде и о причинах того или иного конфликта. К тому же они
общаются с участниками ситуаций на их языке, в результате чего у сторон с
ведущими-ровесниками часто возникает большее взаимопонимание, чем со взрослым
ведущим.
Когда подростки начинают сами
управлять своими конфликтами15, в школе помимо двух традиционных полюсов
(учителя с отличниками и криминальные лидеры) возникает третий полюс – служба
примирения с участием подростков, работающих в области посредничества и
примирения.
Одним из наиболее действенных
способов создания такой службы является привлечение в службу лидеров
подростковых групп, поскольку именно они формируют нормы взаимоотношений в
группе. В ходе проекта это нам удалось.
Заинтересовавшись деятельностью
ведущего частично из уважения к социальному педагогу (к которому испытывают
доверие), частично видя успешную работу взрослых, лидеры постепенно втягиваются
в работу ведущего программ восстановительного правосудия. По их словам, они
начинают чувствовать иную, более серьезную поддержку со стороны группы.
Поскольку школа предоставляет мало возможностей для самореализации (кроме учебы
и выполнения поручений учителя), работа в качестве ведущего становится для
ребят привлекательной. И при этом они занимаются «взрослым» делом, получая
признание и со стороны учеников, и со стороны администрации.
Вторым способом может быть
привлечение подростков, находящихся на границе выпадения из коллектива, «детей
группы риска»16.
Как на своем языке сказал один из подростков, «Задача службы – из как можно
большего числа «лохов» сделать «нейтральных». Третий способ – оказание
поддержки: кураторство старших школьников над младшими, попавшими в трудную
ситуацию17.
В результате работы подростки из
службы примирения начинают втягивать конфликтующие стороны в новый
(восстановительный) способ разрешения своей ситуации. В частности, это
относится к подростковым «стрелкам»18. Без активности со стороны самих подростков и
их лидеров изменить культурные нормы школьной среды представляется
маловероятным.
Разумеется, курировать работу
службы примирения должен взрослый, умеющий работать с неформальной подростковой
группой и имеющий доверие со стороны подростков. Подростки в службе проходят
специальную подготовку, позволяющую им овладеть принципами и методами
восстановительного правосудия. Кроме того, периодически проводятся встречи, на
которых обсуждается работа со сложными случаями, интересные приемы и т.д.
Организационная
структура службы примирения
На наш взгляд, работа службы примирения должна
осуществляться в нескольких направлениях: администрирование, координация,
проведение программ и методическая работа.
Перед началом работы службы
необходимо:
Определить в школе наличие и тип
конфликтов, их количество и соответствующий им тип программ восстановительного
правосудия.
Определить «агентов», то есть
людей, от которых зависит типичная для данного учреждения реакция на
конфликтные ситуации. Это могут быть администраторы, учителя, лидеры класса и
т.д.
Направления работы
Администрирование
Координация
Проведение
программ
Методическая
работа
|
задачи
Поиск
помещения для программы
Организация
финансирования программы
Организация обучения новых
участников программы
Организация курсов повышения
квалификации
Подготовка
и подписание необходимых организационных документов (договора, положения о
службе и т.д.)
Анализ процессов, приводящих к
выпадению из социализации
Выявление «агентов», т.е. лиц,
от которых зависит способ реакции на конфликтную ситуацию (и подростков, и
взрослых)
Влияние на «агентов» через
рекламу, презентацию результатов и пр.
Поиск и реализация возможностей
перенаправления информации в сторону восстановительного правосудия
Разработка конкретной
технологии для данной школы
Организация
взаимодействия с психологами и социальными педагогами
Заполнение карточек
Проведение программ
Оценка результатов (через
промежуток времени)
Написание отчетов
Организация рефлексии у ведущих
по результатам проведенных программ, анализ способов работы с трудными
ситуациями
Организация общения между
ведущими программ для обмена опытом
Определение ведущих для тех или
иных программ (в зависимости от их занятости и уровня подготовки)
Адаптация и внедрение новых
программ восстановительного правосудия
|
Понять, каким образом будет
организована поддержка службы примирения в школе.
В конце предварительного этапа
определяется необходимость создания службы, подбираются соответствующие
программы восстановительного правосудия и налаживаются контакты со
специалистами (психологами, социальными педагогами). Составляется план работы
для конкретной школы. Затем организуется работа с «агентами», в результате
которой они начинают передавать в службу информацию о конфликтах, и постепенно
типичные способы разрешения конфликтов заменяются на восстановительные19.
Понятно, что служба не сможет
работать без поддержки со стороны большинства членов школьного коллектива. В
ходе нашего проекта наиболее эффективным получилось курирование службы
социальным педагогом, поскольку с этим человеком одинаково легко
взаимодействовать как взрослым, так и детям.
По нашему опыту, заместителю
директора по учебно-воспитательной работе сложно сочетать в себе
административную и примирительную функцию. И это противоречие не способствует
доверию учеников.
Взрослый, курирующий детскую
службу, должен поддерживать принципы восстановительного правосудия и уметь
организовать неформальную подростковую группу.
Кроме подготовки подростков в
качестве ведущих программ необходимо работать над созданием подросткового
сообщества вокруг службы: группы поддержки. Это ребята, которые сами не
проводят программы, но при этом принимают идеи восстановительного правосудия20. Поэтому,
когда они в школе узнают о конфликте, то могут квалифицированно
сориентироваться в происходящем и направить участников в службу примирения. В результате
служба будет находиться не в «безвоздушном пространстве», а постоянно
ориентироваться в происходящем. Расширение «группы поддержки» создает коллектив
единомышленников, положительно влияющий на эмоциональный и культурный фон в
школе.
Ведь действительно важно, будет
ли у двух школьных полюсов – у администрации и учеников – площадка, на которой
они вместе смогут работать над изменением отношений и повышением качества жизни
в школе. Служба примирения – это возможность без опаски высказать свою точку зрения
и услышать другую. Создание такой постоянной площадки – одна из задач службы.
Примечания
1 Под криминальной понимается ситуация, в которой есть
нарушитель и жертва (независимо от того, был ли делу дан официальный ход).
2 Более подробное описание разных видов
программ см. ниже.
3 США, Канада, Франция, Великобритания,
Новая Зеландия, Польша, Чехия и др.
6 И.Фрумин в
книге «Тайны школы» приводит термин «скрытое содержание», понимая под этим «те
аспекты обучения, которые имеют (или могут иметь) неожиданные или незамечаемые
для учителей последствия, такие практики и результаты обучения, которые, не
будучи явно обозначены в учебных программах или правилах организации обучения,
тем не менее, являются важной частью образовательного опыта». См.: Фрумин
И.Д. «Тайны школы. Заметки о контекстах». Красноярск, 1999.
7 В одной из школ Москвы после драки ученика 6 класса вывели в актовый зал и
на всю школу объявили: «Это наш самый главный хулиган». В результате многие
подростки стали над ним издеваться и т.д. Ученик был вынужден сменить школу.
8 «Ровесник». №7. 2002 г.
9 В разных школах они могут называться
по-разному, но сути это не меняет.
10 На стрелке
важно: сколько человек и кого пришли поддерживать, кто они, насколько быстро
собрались, кто кого сильнее.
11 Сейчас вопрос об
устройстве нарушителей на работу для восстановления ущерба прорабатывается
совместно Центром «СПР», Городским центром «Дети улиц» и Московской Думой.
12 Нужно
отметить, что после программы примирения подросток идет к психологу уже со сформированным
запросом.
13 См.:
Восстановительное правосудие для несовершеннолетних и социальная работа.
Учебное пособие. Под ред. Л.М.Карнозовой. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая
реформа», 2001.
14 См. описания проведенных программ (Архив
Центра «СПР»).
15 Это
является одной из основ школьного самоуправления.
16 Их вовлечение связано
с трудностью преодоления их низкого статуса. Возможна их работа вначале как
помощника вместе с опытным ведущим, а затем уже в качестве ведущего программ
примирения.
17 Это,
например, помогало вернуть пятиклассника после многомесячных пропусков школы,
возникших в результате конфликта и неприязни класса. Вслед за ним в школу
вернулся старший брат-семиклассник.
18 В ходе одной из «стрелок» в
результате работы ведущего стороны решили не драться, а в начале поговорить и
выяснить все обстоятельства дела. Ситуация была решена путем серии переговоров.
19 Начать лучше с
проведения презентационных мероприятий и демонстрации удачного опыта разрешения
конфликтов.
20 Желательно, чтобы в группу поддержки входили
представители всех страт школы: мальчики и девочки, богатые и бедные и т.д.