Особенности конфликтов среди младших учеников

Конфликты из-за случайных столкновений (внешнее проявление их), но имеющие скрытый мотив
Отличительная особенность этого типа конфликтов заключается в том, что они происходят только в системе отношений «Мальчик-девочка». Участники - учащиеся начальных -62,5% и средних - 37,5% классов. Источником является также физическое столкновение, внешне схожее с источником вышеописанных конфликтов. Но при активном наблюдении выявляется их скрытый мотив - межличностные отношения (проявления симпатии к представителям противоположного пола). Инициаторами могут быть как мальчики - 62,5%, так и девочки - 37,5%. Жертвы этой категории конфликтов незамедлительно «дают сдачу» инициаторам, почти без реплик. Если инициатором конфликта является мальчик, то девочки делают вид, что они рассержены, с удовольствием догоняют мальчиков и бьют их, а мальчики только убегают, отбиваются от нападения, подзадоривают девочек. Отношения после конфликта остаются прежними и чаще всего они (конфликты) неоднократно повторяются. Но, если инициатором конфликта является девочка, питающая симпатию к определенному мальчику, а он нет, то игра превращается в настоящий конфликт, переходящий в неконструктивный. Он начинается с высокого тона, со слов-оскорблений и заканчивается дракой. В этом случае наблюдается почти всегда вмешательство третьего лица. Отношения участников после конфликта здесь остаются негативными.
Активные наблюдения показывают, что в начальном звене (младший школьный возраст) общение в системе отношений «Мальчик-девочка» носят негативный характер, в среднем школьном возрасте у девочек и мальчиков появляется интерес друг к другу, но он маскируется: дети толкают друг друга, мальчики дергают за косы девочек, позволяют им колотить себя (потребность в прямом контакте) и прочие подобные действия. Такое общение длится до старшего школьного возраста. Хотя, необходимо отметить, что по данным нашего исследования, этот стереотип поведения в единичных случаях сохраняется и здесь. Видимо, это связано с общей моделью развития учеников: отношение к одноклассникам (или одноклассницам) остается неизменным, несмотря на то, что старший школьный возраст предполагает сформированность способностей конструктивного диалога.
Разрешение этих конфликтов происходит одинаково (в процентном соотношении) независимо от системы отношений (вмешательство 3-го лица - 33,3%, разрешение без посторонней помощи - 66,7%)
Составляющая разрешения конфликта находится в прямой зависимости от другой составляющей - отношения после конфликта в системе отношений «М-д». Это объясняется тем, что такие конфликты происходят в системе отношений «М-м», где существует иерархия статусов, девочки же этой иерархии не признают, поэтому и велик процент негативных отношений после конфликтов в этой системе отношений. Конфликты же этого типа между мальчишками происходят согласно их статусу в классе. Столкновения из-за места происходят только между учениками с одинаковым (равным) статусом («Лидер-лидер», «изолированный-изолированный» и т.д.).
- Среди учащихся начальных классов конфликтов из-за места за партой почти не наблюдается. Во всяком случае нами такой факт не зафиксирован. По всей вероятности, это связано с тем, что у них строго определены места за каждым учеником и учащиеся занимаются в одном помещении. Совсем иначе обстоят дела с учащимися средних - 75,0% и старших классов - 25,0%.
Переход из начального звена в среднее меняет условия занятий: увеличивается число учителей (многие из них не придают особого значения распределению мест за партами), проведение уроков в разных кабинетах. Длительное отсутствие некоторых учеников также может  стать, источником конфликтов из-за места за партой, так как другой его может занять. Число конфликтов этого типа в системе отношений «Мальчик-мальчик» небольшое -16,7%. Оно увеличивается в системе отношений «Мальчик-девочка» - 33,3% и «Девочка-девочка» - 50,0%. Это объясняется тем, что у мальчиков соблюдается иерархия статусов. Все занимают места согласно установившемуся ранжированию статусов в классе. Место за партой прежде всего выбирает «лидер», затем - его «приближенные» (недалеко, рядом с ним). А «отверженные» (или «изгои») и «изолированные» занимают оставшиеся свободные места. Однако, несмотря на относительное соблюдение статусов, все-таки в этой системе отношений наблюдаются конфликты, но чаще всего они происходят у учеников с одинаковым статусом.
Конфликты, имеющие место среди учащихся начального звена
Проблема конфликтов представляет,- на наш взгляд, особый интерес, она остается актуальной в наше время, особенно для учителей, работающих в начальных классах. Работники школы, а также родители учащихся испытывают большие затруднения в поисках способов эффективного разрешения разногласий среди учеников. По данным нашего исследования можно заключить следующее: конфликты в начальной школе составляют большую часть нашего банка конфликтов - 53,8%.
Активные наблюдения в естественных условиях показали, что традиционные методы разрешения спорных вопросов в большей части оказываются малопродуктивными. Позиции взрослых чаще всего оказываются неверными, отсутствие объективности проявляется в том, что, например, предпочтение чаще всего отдается ученику с хорошей успеваемостью и пр. В тех случаях, когда дети попытаются без взрослых разрешить свои противоречия, столкновения, физическое превосходство одного из участников чаще всего решает исход. Таким образом, из числа зафиксированных нами конфликтов только 6,3% были разрешены конструктивным путем, т.е. без ущерба интересов и желаний обеих сторон и без проявлений отрицательных эмоций. Подавляющее большинство конфликтов протекало неконструктивно, т.е. имели место отрицательные эмоции детей (высокий тон, крик, слова-оскорбления, насмешки и пр.) и приемы физического насилия (толкание, удары, драки и пр.). В нижеприведенном рисунке можно увидеть характер протеканий всех типов конфликтов среди  учащихся начальных классов.
Из рисунка видно, что во всех типах конфликтов они протекают почти одинаково, только межличностные конфликты отличаются тем, что здесь не наблюдается такая составляющая, как спокойный тон. В остальном характер протекания один и тот же. Хотя, если рассматривать их в разных системах, то можно увидеть разницу в интенсивности, в степени неконструктивности. Рассмотрим процентное соотношение конфликтов, имеющих такую составляющую, как драка в разных системах отношений: «М-м» - 50,0%, «М-д» - 34,6%, и «Д-д» - только 15,4%.
Нами также были рассмотрены конфликты без применения участниками физического насилия в разных системах («Д-д» - 52.2%, «М-д» - 26,1% и «М-м» - 21,7%). Очевидно, что потребность в применении физического превосходства в большей степени присуща мальчикам. Причем, события разворачиваются именно в этой системе отношений чаще всего по принципу «эксплуазивно».
Случающиеся конфликты происходят главным образом из-за неправильного отношения к окружающему предметному миру, из-за отсутствия опыта отношения со сверстниками (наблюдения показывают, что в последние годы увеличился процент детей, не посещающих детские дошкольные учреждения), а также из-за вступления в новую социальную роль (роль «ученика»), в которой существует «набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения» (Майерс Дэвид, с. 164). Поэтому учителям начальных классов необходимо проводить целенаправленную работу. Лучше всего не только разбирать конфликты (из-за притязаний на предметы сверстников), а определить нормы поведения, моделировать конфликты и показывать их разрешение детям.
Дело в том, что многим детям, оказавшимся, в таком ограниченном пространстве (помещение класса) с большим числом детей и с имеющимися у них различными предметами (предметы школьной принадлежности, игрушки, завтраки и пр.), очень трудно удержаться от того, чтобы не воспользоваться всем этим. Необходимо отметить, что очень часто учителя затрудняются решать подобные конфликты или занимают неправильную позицию. Например, некоторые придерживаются такого мнения, что нельзя давать свои предметы никому, или же другая позиция - обвиняют ребенка, у которого без разрешения забрали, например, ручку в скупости. Неправильными, на наш взгляд, являются обе крайние позиции. В одном из классов нами была проведена специальная работа по предупреждению деструктивных конфликтов из-за притязаний на предметы сверстников (беседы, моделирования конфликтов, ролевые игры и пр.). Сейчас у этих учащихся уже сложилось правильное отношение к предметному миру, ими соблюдается право на школьную собственность друг друга и в случае необходимости совершается ритуал разрешения для того, чтобы воспользоваться нужным предметом, причем право отказа остается за хозяином, и это не подлежит осуждению. Детям это настолько понравилось, что они сразу же приняли это за основу своего поведения.
Наблюдения показывают, что мотивы притязаний детей на предметы сверстников бывают разными. Основные из них: с целью присвоения (81,8%), с целью временного пользования (18,2%). А теперь рассмотрим подробнее структуры конфликтов в начальных классах в системе «Ученик-ученик». Зафиксированные конфликты образуют две основные группы: предметно-деятельностные - 61,9% и межличностные конфликты - 38,9%. Первая группа конфликтов предметно-деятельностная распадается на следующие разделы: конфликты в деятельности - 62,1% (конфликты из-за столкновений -37,8%, конфликты во время игр - 35,1%, конфликты из-за места -27,1%) и конфликты из-за притязаний на собственность сверстника -37,3% (на игрушки - 63,6%, на предметы школьных принадлежностей - 22,7%, на еду - 9,1%, на деньги - 4,5%).
Вторая группа конфликтов состоит из таких подразделов, как личные - 87,5% (конфликты из-за оскорбления друг друга - 71,4%, конфликты из-за подслушиваний секретов -14,2%, защита друг друга - 14,2%) и деловые -12,5% (поведение на уроке).
Основная часть конфликтов является следствием психологической некомпетентности учителей, отсутствия целенаправленной работы в этом направлении, неправильно занимаемой позиции в разрешении конфликтов, а также нежелания учителей принимать участие в создавшихся разногласиях учеников. Обратившихся за помощью к учителю они называют «ябедами», «доносчиками» и считают необходимым пресекать подобное поведение, этому явлению дают негативную оценку.
Получив отказ, ребенок вынужден вступить в конфликт, который почти всегда разрешается неконструктивными приемами, а значит, не вырабатывается правильная стратегия поведения и более того, вырабатывается стереотип поведения во время столкновений: физическое превосходство решает все.
Чтобы яснее представить картину, хочется также подробно описать деятельностные конфликты начальной школы. Эта группа конфликтов, в свою очередь, делится на разделы: конфликты из-за физических столкновений - 37,8% (случайных - 57,1% и намеренных - 42,9%), конфликты во время игр - 35,1% (из-за условий игры 38,5%, из-за боли, причиненной во время игры - 38,5%, и из-за результата игры - 23,0%), конфликты из-за места - 27,1% (в основном из-за места в строю, в автобусе и пр., исключая конфликты из-за места за партой, т.к. в отличие от среднего и старшего звеньев, место ученика строго установлено учителем).
Все эти типы конфликтов мы рассматривали в разных системах отношений («М-м», «М-д», «Д-д»), однако, никаких особенных различий в поведении детей не было обнаружено. Единственный факт, о котором следует сказать, это то, что в системе отношений «Д-д» нами не зафиксированы конфликты из-за случайных физических столкновений. Девочки более спокойно ведут себя на переменах, чего нельзя сказать о мальчиках. Наблюдения показывают, что мальчики более подвижны, чем девочки. В конфликтах из-за физических столкновений в системе «М-д» наблюдается почти равное соотношение между случайными и намеренными столкновениями, а в системе «М-м» нет конфликтов из-за намеренного столкновения.
Вторыми по количеству конфликтов в деятельности являются конфликты в играх. Их можно разделить на три группы: конфликты из-за условий игры (38,5%), конфликты из-за боли, причиненной во время игры (38,5%), и конфликты из-за результатов игры (23,0%).
Наблюдения за играющими детьми показывают, что они начинают игру либо не оговаривая условия (правила), либо оговаривают не все. Чаще всего возникают столкновения позиций, если какой-то игрок выходит вперед, побеждает, тогда вторая сторона объявляет новые условия, о которых ранее не было сказано. Реже мнения детей разделяются, если нельзя четко провести где-то грань, т.е. игра принимает спорный характер. В таких случаях разрешение конфликта можно предвидеть. Если оба игрока заинтересованы в результате игры, то возможен эмоциональный деструктивный конфликт. Степень деструктивности находится в прямой зависимости от степени неуравновешенности обеих сторон. По-другому развивается конфликт, если одного из игроков интересует не столько результат игры, сколько его процесс. В этом случае он легко уступает, т.к. ему жаль терять время «из-за каких-то пустяков», игра настолько увлекает его, что разрешение конфликта носит конструктивный, деловой характер.