Выступление на МО классных руководителей

Выступление на методическом объединении молодых классных руководителей педагога-психолога

«Конфликт в начальной школе и пути его решения».

         Известно, что школьная жизнь не является бесконфликтной. Ученики опаздывают, разговаривают на уроках, списывают, подсказывают, отвлекаются, ссорятся между собой, что ведет к столкновениям. Но, несмотря на то, что конфликтные ситуации в учебно-воспитательном процессе - явление привычное, обыденное, привыкнуть к этому невозможно. Отсутствие целенаправленной работы по формированию опыта взаимоотношений в условиях конфликтных ситуаций в начальной школе может отрицательно сказаться на отношении к учебе, характере межличностных взаимодействий, психологическом микроклимате коллектива в будущем. 
По данным исследования, специфика возникновения, развития и разрешения межличностных конфликтов в начальной школе находится в прямой зависимости от следующих факторов:
1. Возрастные особенности младшего школьника.
2. Специфика организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
3. Отношение младших школьников к конфликту, которое включает: понимание термина конфликт, причин возникающих конфликтов, действия в случае возникновения конфликтов.
В этой связи выделяются следующие возрастные особенности:
1. Преобразование социальной ситуации развития (переход от беспечного детства к позиции ученика), изменение привычного образа жизни ребенка, распорядка дня.
2.Начало формирования отношений с классным коллективом, с учителями, необходимость считаться с мнением других участников-субъектов учебно-воспитательного процесса.
3. Значительные физические изменения в организме, что ведет к избытку физической энергии.
4. Нарушение психического равновесия,  неустойчивость  в  волевом  отношении, изменчивость настроений, излишняя впечатлительность в силу физиологических изменений организма.
5. Неустойчивость внимания младшего школьника, так как, во-первых, у него преобладает возбуждение над торможением и, во-вторых, проявляется естественное стремление к подвижности, вследствие чего он не может заниматься одним и тем же видом деятельности продолжительное время, так как быстро наступает утомление, запредельное торможение. 
6. Преобладание впитывающего характера познания, а не запоминание, стремление детей к исследовательской деятельности в силу восприимчивости и впечатлительности, сравнению и анализу окружающих их явлений, выражению своего личного отношения к той или иной ситуации.
7. Появление новых потребностей и обязанностей: подчиняться требованиям учителя, выполнять домашние задания, овладевать новыми знаниями, умениями, получать хорошую оценку и похвалу учителя, общаться с учениками и учителем, что часто приводит к противоречиям с возможностями и интересами ребенка. 
8. Доверчивое подчинение авторитету, но вместе с тем и становление его собственного Я в окружающем мире, формирование самооценки, потребность в защите со стороны взрослых. 
9. Недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний, если, конечно, не имеют место глубокие потрясения.
10. Отсутствие житейского опыта конструктивного поведения в случае возникновения конфликтной ситуации, преобладание стиля поведения на интуитивном уровне.
11. Преобладание игровой деятельности, как одного из средств формирования умений и навыков ребенка при возрастающей роли учебной деятельности. 
В ходе подготовки к педсовету в 4-х классах был проведен классный час по теме «Конфликт и пути его решения». Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Цель данного мероприятия – формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения, а также показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций, рассмотреть понятия «конфликт», «компромисс», причины возникновения конфликта, а также основные модели поведения в конфликтных ситуациях.
Предварительно был проведен опрос учащихся. Результаты анкетирования:
1.     Что такое конфликт? Ученики ответили, что конфликт – это непонимание друг друга, ссора, спор, драка.
2.     Можно ли прожить без конфликтов? Большинство четвероклассников считают, что без конфликтов прожить невозможно, т.к. иногда нужно уметь защищать себя.
3.     Что чаще всего для вас является причиной конфликта? Ссора, спор, непонимание друг друга, драка за одну вещь, зависть, плохое настроение, несогласие между людьми, поведение людей, неумение общаться.
4.     Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию? 90% опрошенных ответили да, 10% - нет.
5.     С кем возникали конфликтные ситуации? С друзьями, родителями, соседями, соседом по парте, одноклассниками.
6.     Пути разрешения конфликтов – убежать, извиниться, мирно согласиться с остальными, поговорить, найти общее решение, пойти на уступку.
На протяжении занятия практически каждый ученик, так или иначе, проявил себя. Детям было предложено найти выход из конфликтных ситуаций. В процессе игры «Я отличаюсь от других людей тем, что я …» дети говорили о том, как можно избежать конфликтов и что терпимее нужно быть к недостаткам других. Этому же и способствовал анализ фрагмента сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» (сцена птичьего двора).
- Почему не любили гадкого утенка?
- Гадкого утенка не любили за то, что он был не похож на остальных, за то, что он был другой! Он был отвергнут всеми. Такое бывает подчас и в жизни, когда человек или ребенок становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают что он не такой как все, или имеет другую национальность, чем большинство, окружающих в этот момент людей. Терпимее друг к другу нужно быть, добрее! Мы разные, но все мы при этом равные!
Во время игры “Горящая река и лодочки” ученики воспользовались такими продуктивными приёмами выхода из конфликтных ситуаций как сотрудничество, компромисс. 
Игра “Горящая река и лодочки” 2 команды по 4 человека. Каждой команде даётся по 2 альбомных листа - лодки. Всей команде надо перебраться на другой берег. Если на лодке никого нет, то она сгорает, т.к. река горящая. Попробуйте решить эту проблему, не доводя дело до конфликта. Суть игры в том, чтобы две команды объединились и перебрались на другой берег одновременно навстречу друг другу.
Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества присутствуют сказки, предания, былины на эту тему. Давайте послушаем русскую народную сказку “Два козлика”.
Два козлика. 
Жили-были два козлика. Один козлик был белый, а другой - чёрный. И до того упрямые были, ну никогда ни в чём друг другу не уступали. Как-то встретились эти упрямые козлики на узком мостике, переброшенном через ручей. Сразу двоим перейти ручей было невозможно.
- Уступи мне дорогу, - сказал белый козлик.
- Вот ещё, какой важный барин, - ответил чёрный козлик.
- Пяться назад, я первый взошёл на мостик.
- Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя годами и мне ещё уступать тебе? 
- Ни за что! - кричал белый козлик.
Тут оба козлика, недолго думая, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом козлики вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.
- Можно ли назвать случай с козликами конфликтной ситуацией? Как бы вы поступили на месте козликов? Дети сделали вывод о том, что уступка – один из выходов из конфликта.
В заключение были предложены 12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения – правила Карнеги .
1. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.
2. Проявляйте уважения к мнению собственника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.
3. Если вы не правы, признайте это.
4. С самого начала поддерживайтесь дружелюбного тона.
5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам "да".
6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.
7. Пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.
8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.
9. Относитесь сочувственно мыслям и желанием других.
10. Взывайте к более благородным мотивам.
11. Драматизируйте свои идеи.
12. Бросайте вызов, задевайте за живое.
Таким образом, можно говорить о том, что такие мероприятия нужны и должны проводиться уже в начальной школе. Ведь именно там закладываются основы взаимоотношений и формируется классный коллектив.
Закончить свое выступление мне хочется словами:
Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решения окажется верным.