Тренинговое занятие «Я и конфликт»
Цель: содействие осознание участниками
своего поведения, формирование умения позитивно разрешать конфликты.
Задача:
-
актуализировать знания учащихся о конфликте;
-
ознакомить участников со стратегиями выхода из конфликтной ситуации;
-
формировать умение находить взаимопонимание с людьми;
-
способствовать взаимопониманию в классе;
-
обучать детей адекватно оценивать себя.
Ведущий. Известный
французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери назвал человеческое общение самой
большой роскошью на свете. Общение людей - тонкий и сложный процесс. Каждый из
нас учится этому всю жизнь, приобретая опыт часто за счет ошибок и
разочарований. К сожалению, мы нередко попадаем в ситуации, определяемые как
конфликтные. Они вносят напряжение в отношениях, лишают покоя и радости, не
дают возможности полноценно работать. Чем меньше возникает конфликтов, то лучше
могут найти люди, то теплые и доверительные их отношения.
Упражнение «Не хочу хвастаться, но я ...»
Цель:
развитие у подростков способности к самопрезентации.
Все
участники садятся в круг, каждый по очереди называет свое имя и продолжает
фразу, начинающуюся со слов: «Не хочу хвастаться, но я ... замечательный друг
».
Все
участники высказываются.
Упражнение «Повторение правил»
Цель:
закрепление правил и развитие чувства ответственности.
Каждый
участник по очереди называет одно правило и объясняет его смысл.
Упражнение «Мое представление о конфликте»
Цель:
актуализация участников относительно понятия конфликта. Психолог предлагает на листе
А4 нарисовать рисунок на тему «Мое представление о конфликте». После выполнения
работы психолог предлагает по очереди рассказать, что он нарисовал.
Обсуждение:
- Какие
ощущения были у вас во время рисования?
-
Понравился ли вам рисунок?
Упражнение «Конфликт - это ...»
Цель:
выяснение сущности понятия «конфликт».
Психолог
обращается к участникам групп с вопросом «Что такое конфликт?». Все варианты
ответов записываются на ватмане. После этого все вместе выясняют положительную
(+) и отрицательный (-) стороны конфликта.
Подведение
итогов.
Информационное сообщение «Конфликт»
Слово
«конфликт» латинского происхождения, в переводе означает столкновение. Имеется
в виду столкновение противоположных целей, интересов, позиций. В основе
конфликта лежит конфликтная ситуация. Чтобы конфликт начал развиваться,
необходим инцидент, т.е. чтобы одна из сторон начала действовать. Причины
конфликтов бывают самыми разнообразными: неспособность понять другого человека,
нетерпимость к мнениям других, эгоизм, склонность к сплетням, расхождение
мнений и желаний.
Упражнение «Ящик недоразумений»
Цель:
формирование навыков успешного разрешения конфликтов.
Формируются
малые группы (объединения по выбору различных видов конфет). Один участник из
каждой команды извлекает из «ящика недоразумений» описание определенной
ситуации. Каждая ситуация-это ситуация зарождения своеобразного конфликта.
Найдите правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт.
1-я
ситуация. Один ученик говорит другому: «Я никогда не буду сидеть с тобой за одной
партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать! ». Другой отвечает ...
(допишите). Прокомментируйте ситуацию.
2-я
ситуация. Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает
стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: «Сергей, не стучи,
пожалуйста, по парте, выполняй задания». Сергей отвечает: «Почему опять я?
Опять крайний! Вы что, видели? ».
- Какая
реакция учителя на слова Сергея?
- Как
бы вы сделали в этой ситуации?
3-я
ситуация. Мама пришла с работы и говорит дочери: «Сколько можно говорить? Убери
за собой, разбросал все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а
несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!».
-
Какова реакция девушки?
- Как
бы вы сделали на месте мамы?
4-я
ситуация. Учитель проверяет домашнее задание. Дошла очередь и до Олега. Андрей
Иванович, проверяя работу ученика, сказал: «Да что же это такое? Этот бездарь
опять не сделал, как следует, написал в тетради так, что ничего не разберешь!
».
-
Какова реакция ученика?
- Как
бы вы сделали на месте учителя?
Заключение
ведущего среди привычек, которые порождают конфликты между людьми, особенно
распространенными являются чрезмерная эмоциональность, агрессивность,
требовательность, невнимание к нуждам и интересам других, неумение выслушать
других.
Деструктивный
способ-решение своих проблем и конфликтов путем насилия и агрессии.
Деструктивно мыслить-значит работать в направлении самоуничтожения, а не
самосовершенствование. Если вы хотите для себя мира и любви, то ваш путь - это
сознательный контроль негативных мыслей и поступков.
Упражнение «Австралийский дождь»
Цель:
уменьшение психологической нагрузки участников.
Психолог
предлагает встать всем участникам и повторять движения:
- в
Австралии поднялся ветер (ведущий потирает ладони);
-
начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди);
-
начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам)
- а вот
и град, настоящая буря (топот ногами);
- капли
падают на землю (щелчок пальцами);
- тихий
шелест ветра (потирание ладоней);
-
солнце (руки вверх).
Упражнение «Ваше настроение и пожелания»
Цель:
создание позитивного настроения. Все участники берутся за руки и по кругу
говорят о своих положительные эмоции и высказывают пожелания другим.