Классный час тренинг 10 класс

Классный час тренинг 10 класс
Конспект классного часа-тренинга для старшеклассников
Цели: развитие взаимодействия в группе, повышение уровня сплоченности в классе.
Предварительная подготовка: см. по тексту.
Оформление кабинета: для проведения этого классного часа необходимо по возможности убрать всю лишнюю мебель из классного кабинета, чтобы пространство для тренингов было свободным и не сковывало движений.
Ход классного часа
Учитель. Добрый день, ребята! Наш классный час называется «День тренинга», это означает, что сегодня мы проведем с вами несколько тренинговых упражнений. Для чего, спросите вы. Для того чтобы наш класс стал еще более дружным, и каждый с легкостью мог общаться со всеми окружающими людьми. Итак, приступим. Первое упражнение «Поводыри». Мы проведем его для того, чтобы повысить уровень межличностного доверия в нашем классе.
Группе дается следующая инструкция: «Разделитесь на пары, выбрав себе в качестве партнера наименее знакомого человека». Ребята разбиваются на пары. Если вы знаете, что классу будет тяжело разбиться на пары, заранее продумайте вариант собственной разбивки.
Учитель. Один человек в каждой паре становится ведущим. Другой - ведомым, ему я одеваю повязку на глаза. Через десять минут поменяйтесь ролями. Упражнение выполняется невербально - это означает, что в классе должна быть полная тишина и партнеры не должны общаться друг с другом.
Учитель завязывает глаза ведомым участникам и только затем продолжает объяснение по проведению упражнения.
Учитель. Если вы в роли ведущего, возьмите вашего партнера за кисть, руку или талию и водите его для сенсорного исследования пространства. Молча руководите им. Приводите вашего партнера в контакт с интересующей его фактурой, например с листьями, занавесками и так далее. Постарайтесь заставить партнера ощутить солнечное тепло, услышать птиц или отдаленные разговоры, ходить и бегать. Через десять минут остановитесь и снимите повязку с глаз партнера. Затем поделитесь своими чувствами, касающимися руководства и ответственности за другого человека. В качестве ведомого обратите внимание на то, как вы себя чувствуете, когда вынуждены полностью доверять другому человеку, который берет на себя ответственность за ваше благополучие. Обратите внимание на каждое новое ощущение. Поделитесь своими чувствами с партнером.
Проводится упражнение, происходит обсуждение.
Учитель. Молодцы. Следующее наше упражнение используется для отработки коммуникативных умений в группе, а также для овладения навыками высказывания и принятия обратных связей и называется «Своя роль». Мне нужно четыре человека, которые примут участие в этом упражнении.
Конечно, ребята вызываются добровольно, но если так не получается, можно вызвать учеников, у которых, на ваш взгляд, существуют коммуникативные проблемы. Это упражнение поможет от них избавиться.
Учитель. Каждый сейчас выбирает один из коммуникативных стилей, о которых я вам расскажу.
Умиротворяющий - угождающий и соглашающийся человек, постоянно извиняющийся и старающийся любой ценой не вызвать волнения. Умиротворяющий человек чувствует свою бесполезность, выглядит беспомощным.
Обвиняющий - противоположен умиротворяющему. Упрекает, провоцирует, считает других виновными. Говорит громким, властным голосом, мышцы лица и тела напряжены.
Человек-компьютер - ультра рассудительный, спокойный, холодный и собранный человек, избегающий выражать чувства. Говорит монотонно, абстрактно, выглядит негибким, зажатым.
Уводящий в сторону - высказывает нерелевантные и приводящие в недоумение суждения. Позы тела кажутся неуклюжими, интонации могут не соответствовать словам.
Ребята делают выбор стилей. Если так получилось, что несколько человек хотят показать один и тот же стиль - не настаивайте на обратном, так им будет проще раскрепоститься, а вот если вы попытаетесь заставить выполнять -определенный стиль - можете замкнуть ученика в себе. Будьте осторожны! Экспериментируя с альтернативными способами общения, участники могут научиться подходить друг к другу в более подходящей манере.
Учитель. Теперь вам необходимо, демонстрируя определенный коммуникативный стиль, включаться в дискуссию друг с другом. Остальные члены класса наблюдают за взаимодействием. Через пять минут я приглашу наблюдателей прокомментировать свое восприятие дискуссии. Затем ребята-участники поделятся с группой впечатлениями, возникшими в данной ситуации.
Проводится упражнение.
Учитель. Следующее упражнение называется «Разговорчики». Это упражнение поможет снизить тревожность, связанную с межличностным общением, и дает возможность попрактиковаться в коммуникативных умениях. Сейчас вам необходимо разделиться на пары по вашему желанию.
Ребята делятся на пары. Помните - если кому-то во время проведения любого упражнения не хватает пары, то сами участвуйте в упражнении.
Учитель. На первом этапе одному участнику в паре разрешается задавать только открытые вопросы, дающие возможность партнеру ответить более полно. Другой участник пары отвечает на каждый вопрос с помощью раскрывающей произвольной информации, которая выходит за рамки строгого ответа на вопрос. Оставайтесь в роли около пяти минут, чтобы оба партнера могли поупражняться в постановке открытых вопросов и предоставлении произвольной информации.
Проводится первый этап.
Учитель. На втором этапе упражнения один участник из каждой пары начинает добровольно давать свободную информацию или описывать личный опыт. Второй участник пытается продлить разговор, прося пояснить, либо перефразируя услышанное.
Проводится второй этап. Между двумя этапами упражнения дайте парам поделиться своими переживаниями и трудностями.
Учитель. Когда вы сможете легко открывать свой внутренний мир, задавать вопросы, допускающие широкий диапазон ответов, используя методы активного слушания, вы овладеваете искусством ведения разговора.
Учитель. Следующее упражнение называется «Встаньте в круг». Я попрошу вас собраться вокруг меня. По моему сигналу вы должны закрыть глаза и начать хаотично двигаться по классу, стараясь не сталкиваться друг с другом, жужжа, как пчелы, собирающие мед. Через некоторое время я хлопну в ладоши, и вы должны мгновенно замолкнуть и замереть на месте. Два хлопка - не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, вы в полной тишине пробуете выстроиться в круг. Очень важно почувствовать окружающих людей.
Проводится упражнение. Когда все заняли подходящие с их точки зрения места, учитель просит открыть глаза и посмотреть, что получилось. В классе, где участники умеют работать согласованно, доверяют друг другу, построить кругу дается довольно быстро. Если же класс постигла неудача, можно обсудить, почему это произошло, как вели себя играющие (не называя конкретных имен). Упражнение можно повторить несколько раз.