Психологическая игра « Мы » по сплочению коллектива в классе

Психологическая игра « Мы » по сплочению коллектива в классе

ЦЕЛЬ: игра направлена на сплочение класса.
Задачи:
-Создать условия для доверительных взаимоотношений.
-Предоставить возможность вступить во внутригрупповое сотрудничество и взаимодействие.
-Прожить ситуацию взаимоподдержки и взаимопомощи.
Возраст участников: 7-14 лет
День первый: «Класс-это мы! ».
Упражнение: Передавая мяч по кругу – каждый называет какое-то общее качество, которое объединяет класс.
Деление на группы по временам года.
Каждая группа предлагает в течение 5 минут свое название, девиз и эмблему класса.
Групповое обсуждение, выборы лучших атрибутов.
Завершение работы на усмотрение тренера.
День второй: « Экстрим-переход ».
1. «Паутинка». Команда становится в круг, участники закрывают глаза и, протянув руки вперед накрест, соединяют их – получилась паутинка. Открываем глаза и распутываемся.
2. Упражнение «Переход через реку».
Описание: вся команда держится за плечи друг друга, в то время как нога каждого участника связана попарно с ногой соседа. Команда должна за 5-7 минут перейти с одного конца помещения до другого - через нарисованную «реку». Для команды здесь приготовлены препятствия в виде перевернутых стульев.
Инструкция: команда без потерь в ограниченное время должна перебраться на другую сторону реки через все препятствия (камни, ямы).
Цель: уложиться в отведенное время.
3. «Как чихают слоны». Играющие делятся на три группы и одновременно произносят- 1 гр.: «спички», 2 гр.: «ящики», 3 гр.: «потащили». Все вместе при быстром произнесении похоже на «АПЧХИ».
День третий: «Уверенное – нет!».
1 «Принцесса, дракон и самурай». Команда делится на две группы и выстраивается лицом друг к другу. Каждая группа должна договориться, кого она будет изображать: принцессу - повороты с улыбкой и руки поддерживают платьице «Ля-ля-ля»; дракона – руки агрессивно перед лицом «Р-Р-Р»; самурая – выпад вперед с вытянутой рукой «Кий-я!». При этом команда знает, что самурай боится принцессы, но не боится дракона; что принцесса боится дракона, но не боится самурая; что дракон боится самурая, но не боится принцессы. Команды совещаются, и, по команде «Хайджиме» одновременно выполняют движение персонажа. Побеждают те, чей персонаж напугает противников (аналогична игре «бумага, камень, ножницы»).
2. Упражнение. Нужно найти ответ на предложение в различных небезопасных ситуациях. Команда обсуждает одну из ситуаций, совещается, оформляет ответ на ватмане и проигрывает ситуацию по ролям.
Предлагаемые ситуации:
а.) Ты дома один. Звонок в дверь: «Откройте, сантехник». Твой ответ …
б) Твой друг предлагает тебе посмотреть, как взрываются петарды. Твой ответ…
в) Незнакомый человек предложил покататься на машине. Твой ответ…
г) Твой друг предлагает тебе пойти в компьютерный салон поиграть. Твой ответ…
и т.д., любые ситуации на усмотрение учителя. Осудить и проиграть.
1. «Дождь».
Ведущий произносит текст, а круг играющих повторяет движения.
«Вспомните, как идет дождь. Сначала легкая и почти незаметная падает первая капля (легкий хлопок в ладоши).
Затем падают 2 легких капельки (два негромких хлопка).
Более уверенно бьют в землю три капли (три резких хлопка).
Громко предупреждают о дожде пять капель. (5 громких хлопков).
И, наконец, приходит ливень (Все громко хлопают).
Но ливень не вечен, и вот от него остаются всего лишь пять капель (Пять хлопков)
Словно догоняя подруг, бьют в землю три капли (три негромких хлопка). Почти никем не замеченная падает последняя капля (тихий хлопок).
И, наконец, появляется солнышко. (Потянуться вверх).
День четвертый: «Остаться в живых»
1. «Жу-жу-жу». Инструкция: Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Вот так вы должны стоять в конце игры. Теперь все разойдутся по комнате, закроют глаза и начнут жужжать как пчелы. При этом вы должны постоянно двигаться, ходить по комнате. По моему хлопку вы остановитесь, глаза закрыты, руки прижаты. Когда я хлопну два раза, вы должны встать в круг, не открывая глаз, без помощи рук, касаясь, друг друга плечами. Посмотрим, получится ли у вас круг».
2. Упражнение «Путник и скала».
Описание: Участники выстраиваются вдоль нарисованной мелом или краской прямой линией – это край тропинки, за ней огромная пропасть, а за спиной участников отвесная скала.
Инструкция: стоящему во главе шеренги нужно перейти на другой конец шеренги, стараясь не сорваться в пропасть, команда должна помогать переходящему изо всех сил, затем переходит следующий, пока ведущий не вернется на свое место. Цель команды: сохранить каждого участника.
3. «Классная фотография». Ведущий: «Вы прошли это испытание и давайте оставим в памяти это событие – сделаем фотографию, один из вас расставит всю команду для групповой фотографии».
День пятый: «Мы».
1 формирование доверия «Тарелка с водой по кругу».
Команда садится в круг. Помощники ведущего накладывают повязку участникам на глаза.. Одному из членов команды дается в руки тарелка с водой. Тарелка должна пройти по кругу три раза, при этом важно не пролить воду.
2.Упражнение «Синквейн». Команда должна написать один коллективный синквейн.
1-ая строчка «Команда» или «Мы», т.е. называние темы одним словом.
2-ая строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях.
3-я строчка – это три глагола, показывающие действия в рамках темы. Работа над ней идет так же, как над 2-ой.
4-я строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к этой теме.
5-я строчка – завершение темы. Как правило, это синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Синквейн записывается на листе ватмана и вывешивается для обозрения.
3. «Телетайп». Передай по кругу поддерживающее рукопожатие.
Ситуации подбираются, актуальные на настоящий момент.
Игры на сплочение коллектива
Упражнения
«Узелки».
Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.
* Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.
«Электрическая цепь».
Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней — встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.
Два главных условия этого упражнения: 1) электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами; 2) на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно.
Подсказка вожатому: не забудьте поддержать детей, ведь им очень трудно!
«Биг-мак».
Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе (например, один партнер говорит: «Биг»,— другой: «Мак»; один: «Ореховые»,— другой: «Масло» и т. д.). Затем объясните, что по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события, и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание.
Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть большой.
«Сидячий круг».
Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо. Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.
Завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем.
«Отжимания».
Разбейтесь на группы по 4 человека. Ваша задача — отжаться от земли, чтобы в нее упирались только ваши руки, и продержаться не меньше 5 секунд.
* Подсказка вожатому: удобнее всего будет выполнять отжимания, если группа ляжет на землю лицом вниз так, чтобы образовался квадрат, стороны которого образованы телами (ноги одного лежат на спине соседа).
Вожатому необходимо узнать у детей, есть ли у них проблемы со спиной? В данном упражнении таких детей можно привлечь в качестве судей.
«Все на борт».
Оборудование: любая обозначенная площадка (банкетка, стул, брусок).
Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины. Нужно убрать обе ноги от земли, и удержаться минимум пять секунд. Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины.
«Бревно».
Оборудование: любое бревно (дерево, лежащее на земле, гимнастическое бревно и т.п).
Команда выстраивается на бревне. Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке.
* Подсказка вожатому: лучше расположить команду, чередуя мальчиков и девочек.
«Тролли».
Оборудование: тролли — небольшая дощечка, брусок или другой вспомогательный предмет.
Обозначить две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Задача команды — переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя тролли.
«Прогулка слепых».
Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т. д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте.
* Подсказка вожатому: выполнять это упражнение следует в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание, хлопок по плечу и др.).
«Паутина».
Оборудование: заранее сплетенная из веревок «паутина». Количество ячеек должно соответствовать количеству участников. Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через паутину с одной стороны на другую, не касаясь при этом ни одной ее части. Если вы касаетесь паутины, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова. Если кто либо из вас переправился на другую сторону, то он не может вернуться, обойдя паутину, и помочь команде. Каждую ячейку можно использовать только один раз.
«Переправа».
Оборудование: канат, ведро с водой. Заранее готовится «маятник» (канат крепится к опоре).
Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой за обозначенную линию, не касаясь земли. Кроме того, каждому члену команды нужно перенести емкость с водой, не пролив ни единой капли.
Обязательна страховка!
«Электрическая изгородь».
Оборудование: веревка, шест (доска, палка и т. д.).
Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через воображаемую электрическую стену, не касаясь ни единой видимой или воображаемой ее части. Если кто либо коснется стены, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова.
* Подсказка вожатому: шест может использовать как вся команда, так и последний участник.
«Траст — фол».
Постройте команду в две линии так, чтобы обе группы стояли лицом друг к другу. Попросите снять часы, кольца, браслеты, вытянуть руки вперед, согнуть их в локтях (угол 90 градусов). Руки чередуются между собой, образуя «колыбель» для падающего. Ладони обращены вверх и ни в коем случае не сцеплены ни между собой, ни с руками соседа сбоку или напротив. Колени страхующих слегка согнуты. Ведущий становится в линию на то место, куда придется наибольший вес падающего и, чтобы ни случилось, не убирать рук во время падения участника. Поставьте радом с собой сильных ребят. По мере продвижения очереди вы можете изменять порядок линии, чтобы каждый участник испытал момент поимки, но держите сильных в середине.
Если у вас большая сильная команда, вы можете быть руководителем падения (вне линии), но если вы чувствуете, что для безопасности падения вы необходимы команде, попросите ребят самим выбрать руководителя (Маэстро).
Подготовьте Маэстро, чтобы он смог проверить падающего.
• Торс и ноги должны быть абсолютно прямыми, как струнка;
• Руки — скрещены на груди и сцеплены в замок;
• Голова немного откинута назад;
• Попросите снять очки и вынуть предметы из карманов.
Слова, которые обязательно должны быть сказаны перед падением:
1) ПАДАЮЩИЙ: «Готовы страхующие?»
2) СТРАХУЮЩИЕ: «Страхующие готовы»
3) МАЭСТРО: «Падай».
После приземления покачайте товарища на руках — проявите ласку.
Заключение: это упражнение на доверие и снятие комплексов (освобождение внутреннего «Я». Попросите каждого поделиться опытом и чувствами, т. к. ощущение каждого индивидуальны. Начните обсуждение, сказав, что вам хотелось бы узнать об ощущениях каждого:
— Что вы чувствовали перед самым началом падения, во время падения и после?
— Что можно сделать, чтобы создать доверительную атмосферу в коллективе?
Комплименты
Играющие стоят в кругу и в произвольном порядке перекидывают друг другу мяч. Бросок должен сопровождаться комплиментом тому, кому кидается мяч.
Чем больше мяч, тем лучше — это заставляет людей раскрыться.
Колдуны.
Играющие встают в круг с закрытыми глазами, после чего ведущий дотронувшись до плеча, назначает двух-трех из них колдунами. Затем все открывают глаза и начинают совершать хаотичное движение, пожимая друг другу руки. Каждый из колдунов может (но не обязан!) при рукопожатии заколдовать играющего, которому он пожимает руку, незаметно почесав его ладонь. Заколдованный, совершив еще два рукопожатия с кем-нибудь уходит в угол для заколдованных (выходит из игры). Задача играющих-неколдунов, приглядываясь друг к другу, всех колдунов разоблачить, задача тех, в свою очередь, заколдовать всех.
Арам-шим-шим
Играющие стоят в кругу, чередуясь по половому признаку (то есть мальчик-девочка-мальчик-девочка и так далее), в центре водящий. Играющие ритмично хлопают в ладоши и говорят хором следующие слова: «Арам-шим-шим, арам-шим-шим, Арамея-Зуфия, покажи-ка на меня! И раз! И два! И три!», в это время водящий, закрыв глаза и указывая руками вперед вращается на месте, когда же текст заканчивается, он останавливается и открывает глаза. Ближайший по направлению вращения к показанному им месту представитель противоположного пола также выходит в центр, где они встают спина к спине. Затем все остальные опять хлопают в ладоши, произнося хором: «И раз! И два! И три!». На счет три стоящие в центре поворачивают головы в стороны. Если они посмотрели в разных направлениях, то водящий целует (обычно в щечку), того, кто вышел, если в одном — они пожимают друг другу руки. После чего водящий встает в круг, а вышедший становится водящим.
Существует так же версия игры, в которой для представителей сильного пола, крутящихся в центре слова "Арам-шим-шим, … " заменяются на «Шире, шире, шире круг! У него семьсот подруг! Эта, эта, эта, эта, а любимая вот эта!», хотя в общем это неважно.
Проводя игру на младшем возрасте, имеет смысл поцелуи заменить на страшные рожи, которые двое в центре корчат друг другу, а на более старшем можно целоваться и в губы.
Категория: Начальные классы