Тренинги на сплочение
коллектива
Благоприятный климат в
коллективе – важный показатель успешного учебного процесса.
От психологического комфорта напрямую зависит
учебный процесс и
результат совместного труда, поэтому задачей классного
руководителя является организация качественного
взаимодействия среди учащихся. От психологического комфорта напрямую зависит
Сформировать благоприятную
атмосферу можно при помощи тренингов,
направленных на сплочение коллектива.
Цели и методы тренингов на
сплочение коллектива
Каждый человек обладает
индивидуальным характером и точкой зрения, воспринимая учебный процесс по-своему. Для
продуктивного обучения необходимо
эффективное взаимодействие личных особенностей, поэтому основной целью тренинга
является выявление ценных качеств старшеклассников и их внедрение в общий
рабочий механизм.
Задачами организатора и
ведущего являются:
— создание неформальных связей и межличностных симпатий;
— помощь участникам в выборе комфортного положения в коллективе;
— формирование умения действовать сообща и решать текущие проблемы вместе;
— налаживание оптимального уровня психологической и эмоциональной совместимости в команде.
— создание неформальных связей и межличностных симпатий;
— помощь участникам в выборе комфортного положения в коллективе;
— формирование умения действовать сообща и решать текущие проблемы вместе;
— налаживание оптимального уровня психологической и эмоциональной совместимости в команде.
Тренинги проводятся в разных
форматах. Это могут быть спортивные и интеллектуальные состязания, деловые
игры, общее творчество (сознание коллажей, видеороликов, конкурсов) или
мероприятия с коллективным выездом.
План занятий.
1. Ознакомление сотрудников с целью и задачей тренинга.
2. Обсуждение групповых норм (неразглашение процесса за пределами коллектива, искренность, уважение к другим участникам, свобода слова и выбора).
3. Упражнения.
4. Результаты. В конце подводятся итоги (впечатления, мнения о тренинге, пожелания).
1. Ознакомление сотрудников с целью и задачей тренинга.
2. Обсуждение групповых норм (неразглашение процесса за пределами коллектива, искренность, уважение к другим участникам, свобода слова и выбора).
3. Упражнения.
4. Результаты. В конце подводятся итоги (впечатления, мнения о тренинге, пожелания).
Пример №1
Цель: Снятие напряжения
Задание: ведущий задает счет по количеству участников. Считать
необходимо поочередно, но не сговариваясь.
Правила:
• если оба члена команды называют цифру вместе, игра начинается сначала;
• разговаривать запрещено;
• допустимо использование мимики, жестов.
• задача усложняется – всех участников просят играть с закрытыми глазами.
• если оба члена команды называют цифру вместе, игра начинается сначала;
• разговаривать запрещено;
• допустимо использование мимики, жестов.
• задача усложняется – всех участников просят играть с закрытыми глазами.
Результат: во время упражнения
сотрудники вынуждены предугадывать действия друг друга, обращать внимание на
невербальные обращения, манеры коллег. В конце задания игроки обсуждают итоги и
основные проблемы, препятствующие выполнению задания.
Пример №2
Цель:Установление контакта
Задание: Ведущий выбирает песню, слова которой знают все участники
тренинга. Каждый участник по очереди говорит следующее слово в песне в след за
предыдущим участником по часовой или против часовой стрелки. В случае сбоя или
ошибки в слове одного из участников, игра начинается сначала.
Пример №3
Цель:Построение коллектива
Задание: все участники строятся в круг, закрывают глаза. Следует
построиться в любую заданную фигуру (квадрат, треугольник и другие).
Результат: как правило, выполнение задачи сопровождается суетой и
спорами. Это происходит до тех пор, пока не будет выявлен лидер игры, который
расставит участников. После того как задание будет выполнено, сотрудники должны
ответить на вопрос, уверены ли они в том, что фигура ровная. Открывать глаза
нельзя до тех пор, пока вся команда не будет убеждена в победе. По окончании
игры устраивается обсуждение, главная цель которого выяснить варианты более
быстрого и качественного прохождения испытания.
Пример №4
Цель:Построение коммуникации в группе
Задание: Участники рассаживаются в круг. Ведущий подходит к одному из
участников и передает воображаемый предмет в руки участнику (жестом) и сообщает
направление передачи (по часовой стрелке или против). Каждый участник должен
передать предмет следующему игроку. По сигналу ведущего «Стоп. У кого сейчас
предмет?» участник должен поднять руку. В качестве предмета нельзя использовать
физический предмет, только воображаемая передача.
Пример:
В первый раунд ведущий
запускает один предмет «кошка» по часовой стрелке. По сигналу «стоп», руку
поднимает участники у которого «кошка». В первый круг всегда проблем не
возникает. И ведущий удостоверяется, что все поняли правила.
Два предмета. Начинается с
запуска двух предметов (кошка и щенок) в разных направлениях и от разных
участников.
Самое интересное начинается,
когда ведущий запускает несколько предметов в разных направлениях и от разных
участников. В момент, когда предметы встречаются у одного игрока, начинается
путаница, что кому передал и верно ли. После сигнала «стоп» в большинстве
случаев, игроки не могут достоверно сообщить, у кого какой предмет.
Узким местом оказывается
участник, к которому предметы приходят с разных сторон и он должен правильно их
раздать соседям справа и слева.
Между раундами ведущий дает время на обсуждение группой взаимодействия по передачи, использования других способов коммуникации, чтобы не терять предметы.
И игра начинается заново, с постепенным добавлением количества предметов.
Между раундами ведущий дает время на обсуждение группой взаимодействия по передачи, использования других способов коммуникации, чтобы не терять предметы.
И игра начинается заново, с постепенным добавлением количества предметов.
Результат: Как правило игра сопровождается смехом и юмором. В перерывах
между раундами участники бурно обсуждают, каким образом им взаимодействовать,
чтобы не терять очередность передачи и предметы. Ведущий оценивает вовлеченность
участников в решении проблемы и выявляет лидеров в группе. По окончанию ведущий
опрашивает участников об игре, сложностях и как вы их решали.
Пример №5
Цель:Повышение доверия
Задание: участники делятся на команды по 5–6 человек. Каждый их группы
должен отвернуться и упасть на руки коллегам. Правила:
• члены команды должны удержать падающего человека;
• при падении необходимо скрестить руки на груди, чтобы никого не ударить;
• «принимать» коллегу следует не на ладони, а предплечья, держась за запястья друг друга сцепленными руками.
Можно упасть с высоты (например, с подоконника) или просто откинуться назад. Упражнение вызывает множество эмоций и впечатлений, которыми по завершении игры делятся все участники.
После проведения тренинга коллеги обсуждают наблюдения и стратегии выполнения заданий, оценивают свою и чужую работу в коллективе. Во время процесса каждый вправе отказаться от участия в игре, заявив об этом всей команде.
• члены команды должны удержать падающего человека;
• при падении необходимо скрестить руки на груди, чтобы никого не ударить;
• «принимать» коллегу следует не на ладони, а предплечья, держась за запястья друг друга сцепленными руками.
Можно упасть с высоты (например, с подоконника) или просто откинуться назад. Упражнение вызывает множество эмоций и впечатлений, которыми по завершении игры делятся все участники.
После проведения тренинга коллеги обсуждают наблюдения и стратегии выполнения заданий, оценивают свою и чужую работу в коллективе. Во время процесса каждый вправе отказаться от участия в игре, заявив об этом всей команде.
Пример №6
Цель:Близкое знакомство
Задание: коллеги встают в ряд по росту. По команде ведущего все
перестраиваются в заданном порядке. Движения осуществляются молча.
Перестановка происходит по
следующим параметрам:
• по первой букве имени, фамилии или отчества (в алфавитном порядке);
• по цвету волос (от светлого оттенка к более темному);
• по месяцу рождения;
• по возрасту.
• по первой букве имени, фамилии или отчества (в алфавитном порядке);
• по цвету волос (от светлого оттенка к более темному);
• по месяцу рождения;
• по возрасту.
Результат: члены команды учатся взаимодействию и пониманию, больше
узнают друг о друге. Сотрудники находят схожие черты с коллегами, что
способствует развитию личной симпатии.
Пример №7
Цель:Общее дело
Задание: все участники тренинга делятся по двое и берутся за руки с партнером. Свободными руками (у одного из пары это левая рука, а у другого – правая) необходимо упаковать подарки: обернуть бумагой, завязать бант. Конкурс на скорость и качество исполнения.
Результат: для победы в игре партнеры должны понимать друг друга с полуслова, жеста, взгляда. Соревновательный дух улучшает отношения и способствует сплочению команды.
Задание: все участники тренинга делятся по двое и берутся за руки с партнером. Свободными руками (у одного из пары это левая рука, а у другого – правая) необходимо упаковать подарки: обернуть бумагой, завязать бант. Конкурс на скорость и качество исполнения.
Результат: для победы в игре партнеры должны понимать друг друга с полуслова, жеста, взгляда. Соревновательный дух улучшает отношения и способствует сплочению команды.
Пример №8
Цель:Творческий подход
Задание: организатор заранее готовит необходимые атрибуты — ватманы,
картинки, наклейки, кусочки ткани и другие предметы, которые могут
использоваться для декора картины. Все участники тренинга собираются вокруг
стола и создают общую работу на заданную тему («Дружный коллектив», «Один за
всех…», « Школьные будни»).
Результат: совместное творчество помогает сплотиться, реализовать свои
способности, продемонстрировать коллегам умения и таланты. Участникам
необходимо прислушиваться друг к другу, искать компромиссные решения для создания
целостной и гармоничной картины.
Во время тренингов сотрудники должны уважительно относиться ко всем членам группы. Недопустимо перебивать и оскорблять коллег, высмеивать чужое мнение, упоминать об участниках в третьем лице.
Во время тренингов сотрудники должны уважительно относиться ко всем членам группы. Недопустимо перебивать и оскорблять коллег, высмеивать чужое мнение, упоминать об участниках в третьем лице.
Предполагаемый результат тренингов
Определение текущей обстановки
в классном коллективе осуществляется на
основании наблюдений за участниками во время тренинга и теста. Такое
исследование проводится анонимно, учащимся
предлагается объективно оценить показатели психологической атмосферы
(дружелюбие, продуктивность, враждебность и другие).
На основании полученных данных
определяются основные проблемы группы и формируются последующие занятия,
направленные на корректирование «слабых мест» команды.
Грамотный и деликатный подход
позволит сплотить учащихся и сформировать
взаимопонимание между ними в краткие сроки.
В результате ожидается:
— оптимизация отношений внутри коллектива;
— развитие умения действовать сообща;
— возможность грамотного выхода из конфликтных ситуаций;
— высокий КПД каждого
учащегося и класса;— продуктивный — оптимизация отношений внутри коллектива;
— развитие умения действовать сообща;
— возможность грамотного выхода из конфликтных ситуаций;
— высокий КПД каждого
учебный процесс.
Оценить результаты проведенной
программы можно путем повторного исследования (наблюдения психолога, личное
мнение участников).