Занятие с элементами тренинга «Сплочение коллектива»
Сплоченность
коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в
коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов
деятельности в пределах совместной деятельности. Товарищеские контакты во время
работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший
социально-психологический климат.
Фактор,
воздействующий на социально-психологический климат коллектива, обусловлен
индивидуальными и психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь
призму личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как
производственного, так и непроизводственного характера. Поэтому для
формирования того или и социально-психологического климата коллектива имеют
значение не столько психологические качества членов, сколько эффект их
сочетания.
Общая цель: достичь хороших межличностных
отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в
коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллективе,
оптимального уровня психологической совместимости коллектива.
Упражнение
«Квадрат» (5-10 мин.)
Цель: прочувствовать каждого участника
группы.
Ход
упражнения
Постройте
весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая
глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все
кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор
процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен,
не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в
квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат
действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все
согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза,
порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно
строиться в другие фигуры.
Во время
упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому
после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить
пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь:
каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?
Очень
хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен руководством, а еще лучше,
если команды получат хорошие памятные призы.
2.
Упражнение «Коллаж»
Время
проведения: 40-45 мин.
Цель: сплотить коллектив и по ближе
узнать каждого участника группы.
Материалы: ватман, клей, цветные картинки
разной тематики, цветные карандаши, краски с кисточками.
Ход
упражнения
Группа
садиться за стол, предлагается ватман, клей, цветные картинки разной тематики,
цветные карандаши, краски с кисточками. Из предложенных картинок каждый
участник группы выбирает картинки соответствующие тому, как он видит и
чувствует себя в данной группе. Выбрав картинки, каждый располагает и
приклеивает их на ватмане так, как чувствует свое расположение в группе. После
выполненной работы каждый участник(по желанию) дополняет свои картинки фоном с помощью
красок и карандашей
Вопросы для
обсуждения:
1.
Почему вы
выбрали ту или иную картинку?
2.
Соответствует
ли расположение ваших картинок так как вам бы хотелось?
3.
Чувствуете
ли вы себя так в группе?
4.
Были ли
сложности при выполнении упражнения?
3.
Упражнение «Театр: пьеса, которая устроит всех»
Время
проведения: 25-30 мин.
Ход
упражнения
Разделите
людей на 4 группы минимум по 4 человека. Одна группа – сценаристы, вторая –
режиссеры, третья актеры и четвертая – критики. Задача для всей команды:
написать и поставить пьесу, которая устроит всех. Причем пьеса должна
устраивать и по жанру, и по названию, и по содержанию и по всему остальному.
Сценаристы пишут первый акт, затем его критикуют критики, вносят свои поправки,
дальше текст отдается режиссерам, и они начинают постановку вместе с актерами.
В это время уже пишется второй акт, а потом третий. И вот когда все готово, все
рассаживаются в «зале», и актеры начинают играть (см. видео 1). Бурные овации,
море эмоций. Вот теперь посадите людей и спросите каждого, устроила ли его
пьеса? Что можно было бы сделать лучше? В этот момент участники могут
поделиться позитивными и негативными впечатлениями от совместной работы и об
отдельных личностях. И, если пьеса устроила всех или почти всех, значит,
командообразующий эффект налицо!