Пазл «Только вместе»

Пазл «Только вместе»
Целевая аудитория: семья, садик, школа.
Возраст: 5-12 лет.
Количество участников: 2-8 (в зависимости от количества частей пазла и возраста детей).
Цель: проверить, как группа работает сообща и поддерживает своих членов в ситуации, когда возникает опасение и неопределенность. В случае необходимости внести улучшения.
Аксессуары: пазл, соответствующий уровню участников, темная комната или повязки на глаза.
Подготовка: прибрать комнату, так чтобы во тьме участники не наткнулись на опасные предметы. Оставить свободное пространство, достаточно большое для сборки пазла.
Порядок действий:
1.     Делим части пазла между участниками. Возраст 5-6 лет – по одной части на каждого. Возраст 7 лет и старше – по несколько частей на каждого.
2.     Входим в комнату, садимся в круг и выключаем свет, либо завязываем глаза. Задача в том, чтобы собрать пазл, несмотря на то что нам не видно его частей и других участников.
3.     Если выбран вариант с освещенной комнатой, заранее назначаем 2-4 наблюдателей, которые не будут принимать активного участия в сборке пазла, а в конце опишут то, что происходило по ходу дела.
4.     Ведущий играет важную роль: если группа не справляется, он должен остановить процесс и помочь участникам настроиться. Почему у нас не получается? Только ли из-за того, что нет света? Что можно сделать, чтобы добиться успеха? Как мне узнать, какая у меня часть? Надо ли нам придерживаться определенной системы? Как члены группы могут взаимодействовать друг с другом?
5.     Когда группа уверена, что пазл собран, включаем свет и проверяем, выполнено ли задание.
6.     Обсуждение: «Что вы чувствовали по ходу дела? Что доставило вам наибольшее удовольствие? Было ли вам легче действовать вместе, или всё было бы так же, если бы вы делали это в одиночку? Как вы координировались между собой? Чему научились в отношении будущих заданий?»
7.     В случае с подростками желательно расширить обсуждение, а если назначались наблюдатели – позволить и им задать группе вопросы.
Инструктаж для ведущего:
В этой игре мы можем расширить обсуждение впечатлениями участников, многое узнать о функционировании группы и каждого ее члена. Важно дать группе представление об образе ее действий и предложить подумать о том, как в будущем сообща выполнять совместные задания, особенно если они трудны и/или сопровождаются фактором неопределенности. Важно обратить внимание участников на то, что каждый из них обладает своими уникальными качествами, и потому может внести свой особый вклад в групповую работу. Участники могут также дать отзывы о том, как другие участвовали в выполнении задания.


Групповая мандала
Цель: развить чувство единства в процессе групповой работы над рисунком.
Структура: Группа совместными усилиями готовит рабочее место, материалы, бумагу, выбирает способ начертить круг. Каждый участник должен принять участие в рисовании мандалы. В процессе цветового заполнения круга должно сохраняться молчание.
Обратная связь от группы: вербализация своего эмоционального и физического состояния. Пожелания друг другу по кругу.
Упражнение на принятие себя «да – нет»
Цель: Формирование чувства близости между родителями и детьми, принятие друг друга, развитие навыков общения.
Родители и дети сидят на ковре, опираясь на спину друг друга. При этом доверительно произносится: «Да – нет», «Нет – да».
После упражнения – обсуждение: что проще говорить «да» или «нет»?
Упражнение «Передай сигнал»
Цель: Сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.
Участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит всех закрыть глаза и передает какой-нибудь сигнал (два раза пожать руку, поднять руку вверх и т.д.). Получивший справа или слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена, когда ведущий получает переданный им сигнал. В игре используется принцип «испорченного телефона».
Повторяется несколько раз.
Игра «Бег сороконожек»
Играющие делятся на две-три команды по 10-20 человек и выстраиваются в затылок друг другу. Каждая команда получает толстую веревку (канат), за которую все игроки берутся правой или левой рукой, равномерно распределяясь по обе стороны веревки. По сигналу организатора «сороконожки» бегут вперед 40-50 метров до «финиша», все время держась за веревку.
Победа присуждается команде, которая первой прибежала к финишу, при условии, что ни один из ее участников не отцепился от веревки во время бега.